В Министерстве труда РФ подготовлен законопроект, который в случае принятия обяжет работодатели фиксировать случаи даже небольших повреждений работников, так называемых микротравм или микроповреждений. Под ними понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, которые не повлекли расстройства здоровья и не привели к уходу на больничный. 

По словам директора НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова Игоря Бухтиярова, микроповреждения учитываются во всех развитых странах, и такой учёт служит профилактикой серьёзных происшествий и трагедий. 

О целесообразности и реальности претворения в жизнь законотворческой инициативы Минтруда корреспондент «Засекина» побеседовал с председателем профкома профсоюзного комитета ППО СО МПРА Петром Золотарёвым. 

— Без реальных профсоюзов это вряд ли получится. Как правило, скрываются даже тяжелые травмы, полученные на рабочем месте. А как будет в таком случае вестись учет? Даже если и установят учёт по микротравмам, всё равно это будет скрываться, потому что в любом случае чаще обвиняют самого работника за то, что он нарушил технику безопасности либо нормы профсанитарии, — таковы выводы специалиста, работающего в практических реалиях российского производства. 

Действующее законодательство РФ обязывает работодателя проводить расследования в случае лишь серьёзных травм, но на практике это делается это лишь в том случае, если не удалось переложить ответственность непосредственно на работника. 

Составители законопроекта о поправках в Трудовой кодекс, видимо, учли это, а также сделали предположение, что микроповреждение — уже тревожный знак, указывающий на то, что с соблюдением техники безопасности на производстве неладно. Возможно, такая травма напрямую связана с беспечностью самого работника, а может быть и с неправильно организованным рабочим местом или халатным отношением руководства к инструктажу работников о правилах безопасности. Во втором случае микротравма может стать предвестником либо действительно серьёзного несчастного случая, либо возникновения профессионального заболевания. 

В Минтруда полагают, что нельзя оставлять без внимания даже небольшие повреждения, и проверять на местах, где они были получены, все аспекты соблюдения техники безопасности, а также организации самого рабочего места, чтобы своевременно внести улучшения и исправить упущения. 

Пока ещё не до конца проработана система самого учёта микроповреждений — предполагается, что в этом процессе можно будет задействовать электронные сервисы. Сам учёт будет, скорее всего, носить заявительный характер, то есть, по обращениям самих работников. И вот здесь возникают осложнения. Во-первых, есть мнение, что комиссии просто не станут собирать из-за ссадин и мелких порезов, а во-вторых, суровый русский работяга, порезавшись или уронив на ногу тяжёлую деталь, вряд ли даже сам обратит на это внимание, не говоря уже о том, чтобы прерывать работу и бежать куда-то заявлять об этом. 

— Люди сами сознательно скрывают получение тяжелой травмы, даже если речь идёт, например, о глазах или других жизненно важных органах. Пытались заставить людей, чтобы они заявляли о том, что у них травма. А они: «Да ничего, мы проморгаем там, пережду, полечат», и все прочее в этом духе. А это аукнется через полгода, допустим, раз — и у человека глаза нет, — рассуждает Петр Золотарев. 

Эксперты утверждают, что в таких условиях нашей действительности работников нужно подвергать врачебному осмотру до и после работы, чтобы они не могли скрыть микротравмы или забыть о них. 

По статистике, за последние десять лет травматизм на производстве по стране в целом сократился более чем в два раза (либо руководство предприятий выработало более эффективные методы скрывать несчастные случаи). Есть вероятность, что для дальнейшего улучшения показателей новые поправки к ТК РФ будут приняты. Вот только будет ли от них польза в действительности — вопрос крайне спорный.

Ярослав Любимов