Кроме президентских выборов, назначения нового самарского губернатора, Pussy Riot и переноса места строительства футбольной арены со стрелки Волги и Самарки в район Радиоцентра – жителей Самары и губернии волновала в 2012 года ещё одна до сих пор неразрешимая и неизлечимая проблема по имени «ЖКХ». И поэтому на рубеже високосного двенадцатого и «суеверного» тринадцатого годов портал Засекин.Ру решил поговорить об особенностях регионального ЖКХ с председателем комиссии по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области Виктором Часовских.

- На семинаре в губернской думе вы заявили, что более 80% жителей области недовольны ходом проведения реформы ЖКХ. Неужели все так плохо?

- Это сегодня проблема не только области и города, это проблема всей страны. При всех усилиях областного правительства работа в муниципалитетах по разъяснению реформы ЖКХ практически не ведется. А если и ведется, то это происходит бессистемно. Да и решение проблем ЖКХ только путем модернизации самой отрасли невозможно. В этой сфере задействованы люди, и мы, как собственники жилья, должны понимать, куда идет реформа, как она развивается и чем может завершиться. Поэтому изменение сознания и менталитета собственников жилья - это второе направление реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Модернизируя сферу ЖКХ, но, не изменяя сознания собственников, мы ничего не добьемся.

- В последнее время много говорят о создании советов многоквартирных домов. Для чего они нужны?

- Именно они должны стать теми органами, которые можно использовать как для получения информации о том, что реально творится в доме, так и для передачи информации от власти населению. В настоящее время необходимо обучать председателей советов многоквартирных домов. В Самаре сейчас организована система проведения обучающих семинаров для них. Но тут возникает проблема: чем больше председатели узнают о принципах работы сферы ЖКХ, тем больше они начинают требовать, просят раскрыть ту или иную информацию. Но управляющие компании не хотят ее раскрывать. А ведь УК и советы МКД должны работать как партнеры. Необходимо заставить управляющие компании признать советы многоквартирных домов. Если мы не переломим это отношение УК к советам МКД, то 10 тысяч председателей советов, которые нам поверили, завтра уйдут, и собственники останутся один на один с управляющими компаниями.

- Сколько советов МКД создано в Самаре?

- В Самаре создано около 6 тысяч советов МКД, по области - 10 тысяч. Надо понимать, что создать советы МКД в 100% жилых домов - задача практически не решаемая. Потому что есть собственники, которые принципиально не хотят создавать такие советы. Если мы хотим, чтобы советов МКД было как можно больше, то должны показать, что те советы, которые уже есть, оказывают реальную помощь в реформировании ЖКХ,

решают вопросы своего дома. И тогда люди сами будут создавать эти советы. Сейчас же складывается ситуация, когда целенаправленная работа по воспитанию активного собственника, способного решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, практически нигде не ведется. Единой системы работы с населением сегодня в области нет.

- А чем должны заниматься общественные советы при главах муниципалитетов? Сколько их создано в области?

- В регионе создано всего три общественных совета по вопросам ЖКХ - в Самаре, Отрадном и Большеглушицком районе. Такой совет должен реагировать на все те проблемы, которые возникают в муниципалитетах. В частности, это проблема так называемых нулевых квартир. Вот смотрите: квартира приватизирована, в ней отсутствуют приборы учета, и там никто не зарегистрирован. Но квартира сдается в наём, и в ней проживают пять-семь человек. Никаких начислений за горячую и холодную воду не производится, но в реальности-то вода расходуется в больших объемах. И за эту воду вынуждены платить все зарегистрированные в доме. Таких квартир в Самарской области примерно 10%.

- Есть какой-то выход из сложившейся ситуации?

- В некоторых ТСЖ, там, где люди сплочены, эту проблему решили следующими образом. Они пришли к хозяину такой квартиры и заявили: «Почему все жители дома должны платить за твоих квартирантов? Либо ставь приборы учета, либо оплачивай». И вопрос решился.

Недавно я предложил министерству энергетики и ЖКХ один из вариантов решения проблемы нулевых квартир. В нашей области существуют приказы министерства энергетики по определению тарифов на коммунальные услуги. Например, в приказе по тарифам на газ в конце есть примечание: в случае отсутствия проживающих в квартире оплата за газ все равно взимается из расчета среднего проживания в квартире 2,5 человека. Даже если в квартире никто не живет и если газ официально не отключен, человек все равно должен платить. Может быть, и по тарифам на остальные коммунальные услуги пойти по этому пути?

Следующее предложение - внести изменения в Жилищный кодекс РФ: необходимо дать право советам МКД составлять акты о реально проживающих в квартирах. И эти акты должны учитываться при начислении платы за коммунальные услуги.

- Какие еще проблемы, может быть, более острые требуют оперативного решения?

- Это проблема, связанная с постановлением Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Постановление разделило все коммунальные нормативы на две части - индивидуальное потребление и общедомовые нужды. Мы должны оплачивать коммунальные услуги по показаниям общедомового прибора учета. Если в доме имеется общедомовой прибор учета, мы должны оплачивать тот объем, который он показывает. Но этот объем не всегда совпадает с суммой объемов, которые мы потребили по индивидуальным счетчикам (у кого они есть) и по нормативам (у кого счетчиков нет). Как правило, этот объем всегда больше этих двух составляющих - суммой по счетчикам и суммой по нормативам. Эта разница должна делиться на всех, пропорционально площади квартир в МКД. Она и называется общедомовыми нуждами. Но люди не понимают, что это такое. Населению нужно объяснять, откуда берутся общедомовые нужды, почему собственники будут вынуждены платить за холодную и горячую воду, за электроэнергию и тепло, ведь они вроде бы ничего не потребляют. Например, что это за электроэнергия, строка о которой появилась в квитанциях? Люди ее вычеркивают и перестают платить. Когда в июле следующего года в квитанции включат строки по теплу, холодной и горячей воде на общедомовые нужды, люди могут этого не понять. К этому их необходимо готовить, вести разъяснительную работу, активнее обучать председателей советов домов.

Не менее важная проблема - неплатежи граждан за потребленные коммунальные услуги. Эти неплатежи могут привести к остановке работы всей отрасли ЖКХ. Проиграют все: и организации, и граждане. Все мы должны понимать - платить за коммунальные услуги необходимо. Это наша обязанность. Если есть претензии к работе УК и поставщикам коммунальных ресурсов, необходимо разбираться, составлять акты, требовать проведения перерасчета, но платить необходимо.

И еще один проблемный вопрос: в постановление сказано, что потери, происходящие в доме (например, в подвале течет вода), не должны входить в общедомовые нужды. Но как высчитать эти потери? Допустим, в подвале прорвало трубу, жители обратились в управляющую компанию, а она вовремя не перекрыла воду. Вода ушла, а ведь за нее надо платить. И пока не будет создан механизм, защищающий права жильцов в таких случаях, УК будут сваливать груз потерь на плечи собственников.

- А сколько приборов учета установлено в Самарской области?

- По сравнению с другими регионами у нас ситуация не самая печальная. Мы находимся где-то в середине списка субъектов Федерации. В Самарской области общедомовые приборы учета установлены на тепло - в 18% жилых домов, на холодную воду – в 20%, на горячую воду – в 12%, на электричество – в 45% домов.

- Вы выступаете против включения ТСЖ и ЖСК в состав саморегулируемых организаций. Почему?

- На федеральном уровне вопрос поставили так: управляющая компания обязательно должна быть членом СРО, в противном случае она должна уйти с рынка коммунальных услуг. Но кроме УК в состав саморегулируемых организаций захотели ввести ТСЖ и ЖСК. А что это такое? Во-первых, большой вступительный взнос, который для ТСЖ, созданного в одном доме, просто не подъемен. То же самое касается ежемесячных или ежеквартальных взносов. А ведь есть еще и компенсационный фонд, в который тоже нужно вкладывать большие средства. А где их взять? Эти расходы ТСЖ должно будет возложить на собственников. А это значит - повышение платы за содержание имущества дома. Поэтому я категорически против обязательного вступления ТСЖ и ЖСК в СРО. И не я один - по

Беседовал Олег Кондратьев