Сегодня в Самаре умер коммунист Григорий Исаев — личность для Самары историческая. Это герой 1990-х, но не бандит и не новый русский. Его «девяностые» были вполне «лихими», но по-другому: забастовки, независимые профсоюзы, стачки, требования выплаты зарплат рабочим завода им. Масленникова (ЗИМ) с перекрытием ул. Ново-Садовой на несколько дней. Собственно, борьба за права рабочих ЗИМа и сделала его известным. Его сложно назвать политиком, хотя он и возглавлял так называемую Партию диктатуры пролетариата. Он был революционером-марксистом, противником КПСС и КПРФ. Его наставником, моральным авторитетом и другом до 1989 года был Алексей Разлацкий. От чего умер Григорий Исаев, его друг и соратник Виктор Котельников не сказал—– уточнил лишь, что вечный оппозиционер долго и тяжело болел, но до конца не переставал участвовать в политических мероприятиях.
Григорий Зиновьевич Исаев родился в 1943 году в селе Садовое Краснопартизанского района Саратовской области. Позже семья будущего диссидента переехала в Самару (тогда еще Куйбышев), где он окончил школу. Отслужил в армии, в 1970 году получил диплом Куйбышевского политехнического института и пошел работать на завод имени Масленникова мастером. Через два года г-н Исаев ушел с руководящей должности и стал слесарем. Работая на ЗИМе, он познакомился с заместителем начальника КИВЦ объединения «Куйбышевнефть» Алексеем Борисовичем Разлацким, которого считал очень умным и дальновидным человеком.
— Он сразу же поразил меня совершенно необычной для того времени глубиной суждений о жизни, неожиданностью взглядов и оценок различных событий и явлений, происходящих в нашем обществе. Разлацкий рассуждал совсем не так, как большинство из нас: он не только критиковал власть и ее руководителей, а просто и понятно объяснял собеседникам, что все тогдашние негативные явления в советском обществе — это совершенно закономерный итог политики партии и государства, — вспоминал Григорий Исаев.
По его словам, Разлацкий еще в 1976 году предсказал серьезный социально-политический кризис в стране и назвал даже примерное время: он считал, что кризис произойдет через 10-15 лет.
В 1974 году Григорий Исаев организовал первую свою забастовку. Рабочие литейного цеха ЗИМа потребовали от руководства исправить упущения со снабжением цеха молоком, минеральной водой и спецодеждой. Забастовка кончилась в течение нескольких часов, а начальство удовлетворило требования рабочих. Но потом забастовки стали проходить регулярно. И после десятой акции протеста на ситуацию обратил внимание Комитет госбезопасности. Примерно тогда же, в середине 1970-х, Григорий Исаев начал распространять программные тексты Алексея Разлацкого и достиг в этом весьма впечатляющих успехов. В одном Куйбышеве с работами талантливого политического философа ознакомилось более сотни человек. Исаев и Разлацкий даже успели организовать зачаток партии, которая в конце концов была названа «Партией диктатуры пролетариата». Они исповедовали идеологию настоящего марксизма и критиковали КПСС, которая, по их мнению, отошла от подлинных коммунистических идей. В течение примерно полутора лет, до декабря 1981 года, распространением текстов Исаев занимался, зная, что за ним следят сотрудники КГБ. Однако арестовали только Исаева, Разлацкого и инженера станкостроительного завода Михаила Капарова.
В ноябре 1982 года Григория Исаева и Алексея Разлацкого судили. Первого приговорили к шести, а второго — к семи годам лишения свободы. Разлацкий отбывал наказание в Мордовии, где участвовал в голодовке, а Исаев — на север Урала, в Пермскую область. Полностью, однако, диссиденты свой срок
не отбыли. В 1987 году статьи 70 и 190 УК СССР были отменены, и самарских марксистов освободили в числе 140 осужденных по этим статьям.
Вернувшись, Григорий Исаев и Алексей Разлацкий были полны решимости заниматься своим делом и дальше, но Разлацкому не удалось проработать долго: 6 ноября 1989 года он умер от острой коронарной недостаточности. Оставшись один, Исаев возглавил партию, и в 1990-х годах достаточно активно занимался протестной деятельностью.
В феврале 1998 года Исаев и Виктор Котельников, ставший его другом и постоянным соратником, организовали на Заводе имени Масленникова стачку, вылившуюся в масштабную акцию протеста. На этот раз рабочие требовали зарплат, которые на заводе не платили по 10-11 месяцев, а некоторым даже по году и больше. В ходе акции сотрудники завода полностью перекрывали улицу Ново-Садовую в течение двух с лишним недель. Это дало результаты: задолженности по зарплате, которых накопилось на 40 миллионов рублей, начали гасить.
В «нулевых» ни Исаева, ни его так называемой партии почти не было видно и слышно. Время стачек прошло, и рабочие уже не устраивали забастовок. Да и кому бастовать, когда заводы позакрывались, здание ЗИМа превратилось в ТЦ «Захар», а его территорию постепенно начали застраивать.
Многие, кто занимался общественной и политической деятельностью в Самаре, помнят «бункер Исаева». Это был своеобразных штаб, где регулярно встречались внесистемные оппозиционеры левого толка, журналисты и просто интересующиеся.
Это было подвальное помещение, точнее — укрепленное на случай войны бомбоубежище в одной из «сталинок» в Овраге Подпольщиков.
В «нулевых», когда власти озаботились состоянием бомбоубежищ, у Исаева и его соратников «офис» отобрали. Но Григорий Исаев и Виктор Котельников, как и прежде, ходили почти на все акции протеста с красным знаменем, на котором был написано «Забастовка».
Исаев любил, когда народ бузит. Если где-то намечалась заварушка, он там обязательно присутствовал. Последние несколько лет практически на каждом митинге, который устраивал в Самаре депутат Михаил Матвеев можно было встретить «пролетарскую парочку» Григория Исаева и Виктора Котельникова.
«Наше пролетарское время ещё придет», — говорил Григорий Зиновьевич. Оно пришло. Хотя он явно имел ввиду не это.
Сергей Любимов, Андрей Федоров
Комментарии (0)
Оставить комментарий