Вчера, в день 150-летия Владимира Ленина и 121-летия Владимира Набокова, по замыслу Владимира Путина, должно было состояться голосование по одобрению уже принятых Госдумой поправок к Конституции РФ. Но коронавирус внёс свои коррективы. Плебисцит сочли мероприятием таким же опасным для жизни, как поцелуи с инфицированными или поход за хлебом без спецпропуска. Но всё же неясно, какая редакция основного закона страны сейчас действует? Путин уже продлил себе срок до 2036 года или пока нет? А МРОТные пенсии и горячие школьные завтраки?

Несмотря на обещания приравнять пенсии к неустойчивому и неопределенному МРОТ, россияне к предлагаемым изменениям относятся неоднозначно. Даже внесение в основной закон страны горячих школьных обедов с обнулением сроков «гаранта Конституции» не заставляют сказать переменам: «Да».

По данным «Левада-центра», [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] который сложно заподозрить в лояльности власти хотя бы из-за того, что власти внесли их в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на сегодняшний день за поправки – 40%, против них – 34%, остальные не определились. А если считать только тех, кто планирует прийти, то за новую редакцию Конституции – 52%, а категорически против высказываются 28% россиян.

Формально, большинство голосующих всё же готово поддержать снятие ограничений для Владимира Путина. Это математический факт.

Но демократия – это не арифметика и не, как говорили в советские годы, «диктатура большинства». Её вообще странно определять через диктатуру.

Демократия – это, помимо прочего, учет мнения разного рода меньшинств. Сегодня этим меньшинством является порядка 40-45% всех граждан.

И при всем этом, нет ясности, какая именно редакция Конституции сейчас действует.

За разъяснениями «Засекин» обратился к кандидату юридических наук, профессору, члену Общественной палаты Самарской области и заведующему кафедрой государственного и административного права Самарского университета Виктору Полянскому.

— В настоящее время действует тот вариант, который вступил в силу в 1993 году — со всеми поправками, принятыми в 2008-2014 годах, то есть действует старый вариант. И по поводу поправки, разработанной в 2020 году… Она может вступить в силу лишь тогда, когда будет проведено общероссийское голосование. И только при положительном исходе.

Вступление в силу этих изменений имеет отлагательный характер. Одно из условий вступления в силу поправки, согласно третьему пункту закона об этой самой поправке, это как раз общероссийское голосование. Порядок его проведения и прочее моменты определены не только законом, но и указом президента. И президент, принимая во внимание эпидемиологическую ситуацию, принял решение о переносе даты голосования. Это его право, предусмотренное законом и, в данном случае, никаких вопросов о том, что 22 апреля является водоразделом содержания Конституции, в старой и новой редакциях нет, — утверждает собеседник «Засекина».

Любопытно, что «общероссийское голосование», до этого отсутствовавшее как юридическое понятие, хотя бы формально попытались где-то закрепить. Хотя от этого не становится понятнее, по какой причине власти, игнорируя принцип «бритвы Оккама», множат сущее без необходимости и не посчитали нужным провести законодательно давно закрепленный референдум.

Легкость, с которой федеральные власти обходят законодательные нормы и изобретают для своего удобства новые нормы и правила, заставляют задуматься, что слова шоумена Стаса Барецкого в одном из комментариев «Засекину» пугающе похожи на правду: «…все понимают, что у нас есть руководитель, а остальные все слуги. Зачем тогда придумывать какую-то Конституцию, давайте уж законодательно закрепим понятия руководителя и слуг».

 

Сергей Любимов, Максим Уэбер