История строительства прямо посреди садово-дачных участков торгового центра интересна и сама по себе, и как пример того, насколько тяжело бороться против агрессивного бизнеса в Самаре, даже когда «на сторону правды» встают «неравнодушная» общественность, областные чиновники и местное самоуправление – несмотря на всю «силу власти». Особенно если местное самоуправление несколько лет назад нарушило закон в пользу агрессивного бизнеса.

 

Приключения земельных участков

История эта началась еще в 2010 году, когда «главные герои» её были ещё не предпринимателями Рашидом Хайруллиным (владелец ООО «Автоимпорт») и Амиром Абдрахмановым, а «гражданином Х.» и «его соотечественником А.» – именно так, опасаясь «возможных последствий», их обоих именовали самарские СМИ еще в январе этого года. Именно тогда Хайруллину приглянулся кусочек Самары, занятый СНК (садовым некоммерческим товариществом, а «по смыслу» дачным кооперативом) «Знамя Октября» на 19 км Московского шоссе. Ему показалось, что именно там выгоднее всего для его бизнеса будет смотреться новый автоцентр Honda.

«Гражданин Х.» явно не ожидал добиться от коллектива упрямых садоводов и огородников того же, чего добивался друг детства Остапа Бендера Коля Остен-Бакен от польской красавицы Инги Зайонц – взаимности. Но, видимо, был хорошо знаком с древней историей, а точнее с античной мудростью «разделяй и властвуй». Раз СНК «Знамя Октября» состоит из участков, находящихся в частной собственности, то ему показалось хорошей идеей скупить несколько кусков земли вдоль шоссе и в глубину – площадку примерно 120 на 150 метров.

Но позвольте, скажет читатель искушенный, следящий за приключениями не только граждан Х., А. или У., но и за изменениями в законодательстве, – земля, предназначенная для садоводства, не может быть использована под коммерческую застройку! А вот и может – особенно когда весной 2010 года департамент строительства и архитектуры администрации Самары принимает решение о смене зонирования именно для тех участков, которые приобрел г-н Хайруллин, и переводе их в категорию, позволяющую коммерческую застройку.

И вуаля – были огороды, а теперь будет автоцентр Honda! Ну или для тех, кто любит «проверенный временем хардкор» – крибле, крабле, бумс!

 

Люди против «лудей Х.»

Тут надо «отдать должное» участникам садового товарищества – они, как классические русские мужики из пословицы, обратили внимание на ситуацию только тогда, когда грянул гром. А грянул он тогда, когда на «перезонированном» участке началось строительство – весной 2013 года.

И оказалось (внезапно, оно же вдруг), что помидоры и огурцы очень плохо выносят соседство с растущим от земли к небу автоцентром. «Вокруг – устойчивый запах солярки, пыль летит на дачи, урожай в прошлом году у большинства полностью погиб… Кроме того, строители проложили высоковольтный подземный кабель по ул. Высоковольтной. Он заложен с нарушением правил установки подобных кабелей. Из-за неправильной установки мы можем погибнуть», - возмущается (сначала «гражданином Х.», а потом уже и Рашидом Хайруллиным) уже в этом году со страниц самарских СМИ «партнерский активист» Валерий Петрушин.

В общем, дачники начали писать жалобы: в городскую администрацию, в областное правительство, губернатору и президенту, в Конституционный суд РФ, в областные телекомпании и даже в газету «Трудовая Самара»… И оказалось, что у чиновников, даже разделяющих возмущение и негодование садоводов-любителей, эффективных механизмов борьбы с подобными ситуациями нет. За строительство без разрешительной документации «гражданин Х.» заплатил штраф, за нарушения при строительстве – штраф… И продолжал возведение своей «вавилонской башни».

Хуже всего пришлось самарской мэрии. Она в ноябре 2013 года обнаружила, что её структурное подразделение – департамент строительства и архитектуры – нарушил закон, «перезонировав» участок, на котором и началось злополучное строительство. Пришлось подчиненным Дмитрия Азарова в очередной раз отдуваться за команду Виктора Тархова – постановление отменять, как противоречащее закону, и подавать в Красноглинский райсуд иск с просьбой признать уже возведенное строение незаконным, дабы решить, что с ним делать. (Тут нельзя написать просто «снести» – ни одного такого прецедента в Самаре до сих пор не было, несмотря на несколько случаев грозной похвальбы со стороны мэрии.)

Но в суде внезапно выяснилось, что собственник у постройки поменялся – Хайруллин продал ее «соотечественнику А.» в сентябре 2013 года. И поскольку г-н Абдрахманов перед законом чист, как стекло (и за грехи «отца» своей покупки не отвечает), суд признал за ним «право на одноэтажное реконструированное нежилое здание площадью 2553,7 кв. м».

 

Работа над ошибками

Новый собственник перешел от «экзотики» к «конкретике» – вместо автоцентра решил «завести» обычный ТЦ, раздав его по кусочкам всяким разным арендаторам. Но самарская мэрия, похоже, приняла именно это поражение в суде близко к сердцу.

Иначе чем объяснить тот факт, что лично Дмитрий Азаров (о как!) подал в Красноглинский райсуд новый иск «против физических лиц, осуществивших самовольную постройку». И рассмотрение этого дела началось в понедельник, 12 мая.

Сейчас трудно сказать, чем закончится этот «административный джихад». Представитель Азарова в суде Анна Ермолаева настаивает, что застройщики не получали необходимого разрешения, а земля под торговым центром предназначена не для застройки, а для садоводства. То есть, по сути, повторяет те доводы, которые в декабре прошлого года особого успеха не принесли. Ответчики всё так же стоят на том, что на момент начала строительства земля находилась в зоне Ц2 – «деловых и коммерческих предприятий». Правда, есть небольшой, но положительный момент – СМИ перестали называть Хайруллина и Абдрахманова «гражданами Х. и А.», да и вообще «волна пошла». Но поскольку российские суды – не только самые гуманные, но и самые непредсказуемые, даже относительно своих же собственных прошлых решений, то можно лишь гадать, чем «процесс о 2553,7 кв. метрах» завершится.

Впрочем, с моей точки зрения, он уже стал хорошей лакмусовой бумажкой, выявившей неприспособленность российского чиновничьего аппарата не к коррупции или халатности (решение о смене зонирования было принято быстро), а к тому, что он всячески провозглашает своей главной задачей – заботе об интересах рядовых граждан.

Дмитрий Копалиани