Самарские школы на пороге нового учебного года и новых стандартов

В этом году День знаний ознаменован вступлением в силу ряда спорных законодательных норм, способных кардинально изменить или, как заявляют критики, уничтожить среднее образование в России. О том, как нормативные новшества отразятся на средних учебных заведениях региона, а также об их  готовности к 1 сентября рассказал журналистам министр образования и науки Самарской области Владимир Пылев.

Первого сентября 2013 года в Самарской области за знаниями отправятся около 286 тыс. школьников, что на 3,5 тыс. больше, чем в прошлом году. Из них 30,9 тысяч – первоклассники, их стало по сравнению с прошлым годом больше на 800 человек.

«Мы каждый год будем иметь прирост порядка  2 тысяч обучающихся. Это свидетельствует о том, что мы выбираемся из демографической ямы. Совсем недавно, три года назад, численность обучающихся была немногим более 270 тысяч», - поведал Владимир Пылев.

В шортах и трико с вытянутыми коленками в школу не пустят

В этом году учащихся примут 674 школы региона, шесть образовательных учреждений пока оставят свои двери закрытыми. Это самарские школы №35 и 81, школа №2 в Борском районе, общеобразовательная школа в с. Екатериновка, школа №6 г.о. Сызрань и школа №8 в Кинельском районе. По словам министра, здания этих школ требуют срочного ремонта, пока учащихся закрытых школ на автобусах будут возить в ближайшие учебные заведения.

Журналисты подняли вопрос оснащения школ учебниками. Как рассказал г-н Пылев, на предстоящий учебный год их закуплено более 700 тысяч на общую сумму более 150 млн рублей. Основной пакет литературы школа должна предоставлять бесплатно, однако всевозможные рабочие тетради, которые зачастую входят в комплект с учебниками, родители должны покупать самостоятельно. Это же относится к учебникам по другой программе, которую выбрал учитель.

Министр прокомментировал и нашумевшую  тему со школьной формой. «Никаких изменений не произошло: обязательного введения формы нет. Не стоит путать это с требованиями к внешнему виду: в шортах и трико с вытянутыми коленками в школу приходить нельзя, - пояснил г-н Пылев. - Что касается формы, то это решение зависит от совета школы. Если принято решение на общем собрании ввести форму, то это уже обязательное условие».

А учителя кто?

Учить детей будут 21,5 тысячи педагогов. На сегодняшний день в школах области имеется около 1,5% вакантных ставок. В основном не хватает учителей начальных классов и английского языка.

«На начало сентября этот показатель уменьшится за счёт внутреннего и внешнего совмещения. В сентябре, когда уже начнётся образовательный процесс, в школах будет менее 0,5% вакансий», - надеется министр.

В качестве положительной динамики в педагогическом составе он выделил некоторый прирост числа молодых педагогов. Сейчас 10% учителей имеют стаж менее пяти лет, четыре года этот показатель составлял 7%. Ежегодно численность молодых педагогов вырастает примерно на 2,5%.

«Стабильная позитивная динамика позволяет нам говорить о том, что мы осуществляем процесс обновления кадров», - оптимистично заверил министр.

Эту динамику он объясняет принятыми в регионе мерами поддержки. Так, недавние выпускники педагогических вузов на протяжении трёх лет получают, по его словам, ежемесячную доплату в 5 тысяч рублей. И ещё «подъёмные» – от 150 до 260 тысяч рублей..

«Это тоже серьёзная возможность молодому человеку закрепиться - снять квартиру или оплатить первоначальный взнос», - считает он.

В школах области возросло число учителей-мужчин. За последние несколько лет их количество увеличилось на 2,5% и составляет сейчас 9%. Меньше педагогов-мужчин в городских школах - 8%. А вот в сельских территориях сильная половина человечества активней идёт преподавать - там их 13%.

«Долгие годы у нас в школах был демографический перекос, - пояснил он. - Когда в общеобразовательных учебных заведениях преподают исключительно женщины, получается деформация. Для того чтобы в школе был оптимальный микроклимат, необходимо, чтобы число учителей-мужчин составляло хотя бы 20%».

Новые стандарты и старые методы

В этом году 1 сентября станет праздником не столько для школьников, сколько для всех тех, кто так любит всевозможные «инновации» и «модернизации». С первым звонком начнут свою работу сразу два неоднозначных нововведения. Во-первых, это новые федеральные образовательные стандарты для учащихся средних и старших классов.

«В центре новых стандартов - ориентация на индивидуальную образовательную траекторию. Таким образом, знания не даются в готовом виде, а ученик под руководством учителя самостоятельно их формирует», - говоря о новых стандартах, Владимир Пылев сыпал модными словечками, полюбившимися чиновниками ещё в период президентства Дмитрия Медведева.

 «Дополнительно к общим урокам прибавляются 10 часов в неделю внеурочной деятельности, но они не должны превратиться в дополнительные занятия. Часто в школах, где проводилось экспериментальное внедрение новых стандартов, внутри этих 10 часов внеурочной деятельности были такие предметы как «занимательная математика», «занимательный русский». Всем понятно, что это были часы дополнительных занятий, где учитель преподавал то, что не успевал преподнести в первой половине дня. Так быть не должно». При этом министр не пояснил, когда же ученики смогут получить потерянные знания, если у них отнять возможность дополнительных занятий.

Вторым первосентябрьским нововведением станет вступающий в силу ФЗ-273 «Об образовании», который уже вызвал шквал недовольства в обществе и критику в профессиональной педагогической среде. Дело в том, что школы переходят на частичную самоокупаемость. Государство будет оплачивать не весь объём знаний, то есть часть занятий станет платной. Однако г-н Пылев, комментируя этот закон, сделал акцент на новом статусе дошкольного образования, которое становится самостоятельным уровнем образования. «Значит, государство несёт ответственность за его доступность  и качество», - подчеркнул министр. На попытку узнать о слабых сторонах закона г-н Пылев попросил журналиста обратиться  с этим вопросом к профсоюзам.

Министр был жизнерадостен. Ведь цифры говорили о новых и новых «положительных динамиках», но так и не давали ответа на вопрос, что происходит со школьным образованием в России и почему вузы констатируют резкое и стабильное падения уровня знаний у выпускников школ.

Татьяна Святкина