Не прошло и четырёх месяцев, как с жителями Самары вновь «приключился» День города. Первый раз отмечали по старому стилю, а теперь по новому. Конечно, нет ничего плохого в том, что День рождения Самары празднуют в этом году дважды. Город процветает, у него есть лишние деньги, все основные проблемы решены. Так почему же, действительно, не отметить городские именины, тем паче, что исторически сентябрь для этого более оправдан, чем май?!
В субботу в Пушкинском сквере помпезно и торжественно открыли новую городскую скульптуру. Теперь недалеко от Александра Сергеевича будет стоять милая дама в человеческий рост с зонтиком и ракеткой. «Дама с ракеткой» была весьма модной и популярной темой для фарфоровых статуэток и открыток, продававшихся в Европе и России в начале прошлого века. Наша самарская, как две капли воды, похожа на те первые образцы массовой культуры. Впрочем, финтифлюшка получилась вполне приличная, уютная, к тому же приуроченная к столетию со дня первого турнира в Самаре по большому теннису.
А воскресенье – последний день в цикле празднования дня рождения Самары - начался с утра турниром по стритболу на площади Куйбышева и соревнованиями по пляжному волейболу среди команд, входящих в Ассоциацию городов Поволжья. Оговорюсь, что полной программы Дня города Самары в этот раз представлено горожанам не было, да и вообще, похоже, не все знали о празднике. Наверное, поэтому было так обыденно, уныло и скучно…
В надежде, что будет нечто более грандиозное и радостное на новой набережной, в 13:07 я оказалась у бассейна ЦСК ВВС, притащив туда ещё и мужа. Одна бы я этот «праздник» не пережила. Первое, что мы увидели, было чтением рэпа на небольшой сцене двумя юношами. Что-то про любимый город, который по неясным причинам «самый лучший на свете». Перед сценой стояло примерно десять человек. Стояли – для них самое походящее слово. Когда «артисты» крикнули «все вместе!», никто из слушателей не пошевелился. Отчего-то стало грустно, хотя на улице ярко светило настоящее, ласковое «бабьелетнее» солнце. Однако чего-то явно не хватало.
В погоне за позитивом мы отправились по набережной в сторону Маяковского спуска. Бросилось в глаза практически полное отсутствие молодёжи. Люди пожилые и среднего возраста – вот основная публика, так сказать праздничный контингент. Хотя и не покидало ощущение, что все они оказались на мероприятии случайно, прогуливаясь погожим деньком по пустынной набережной. Впрочем, мои догадки подтвердились, когда я случайно услышала обрывок разговора двух женщин, которые пытались понять, что за праздник сегодня проходит на набережной.
«Смотри, а верёвки-то нет на книге», – отвлёк от размышлений муж. Подойдя к памятной книге из мрамора, которую установили после реконструкции набережной, я поняла, о чём речь. Между страниц книги был раньше заложен канат с узлом на конце, символизирующий закладку. Таинственное исчезновение заставило задуматься – канат украли или убрали специально? Представляю, как верёвку срезают двое людей в масках под покровом ночи, испуганно озираясь по сторонам. Или эти двое - Дмитрий Азаров и Александр Хинштейн? А зачем им верёвка? Повесить тех, кто выпивает на набережной. Или нет – лучше припугнуть обнаглевшего Алексея Шаповалова. Несчастную верёвку и ту срезали...
Праздника не ощущалось, не «щупалось». Единственное, что, действительно, создавало атмосферу – обилие мелких торговцев украшениями из металлов и полудрагоценных камней, сумками, посудой, шляпами, сувенирами, магнитиками и прочей приятной мелочью, которая сделана вручную. Но это, вкупе с молодыми людьми, которые занимались росписью деревянных табуретов, больше делало похожим так называемый День города на небольшую ярмарку. Торговый день. Обычный ярмарочный денёк на набережной, где уже год никто ничем не торгует. Сюда бы ещё медведей. Хотя, хватит с нас «медведей» уже. Потолкавшись среди зевак вокруг лотков с украшениями, мы отправились к Чкаловскому спуску. Моё внимание привлекла чёрная доска, какие обычно стоят около забегаловок и сообщают страждущим о цене шашлыка и пива. На доске мелом было написано буквально следующее: «Уважаемые добропорядочные горожане с праздником с Днём города!» (пунктуация сохранена, – прим. ред.). Сразу представилось, как Дмитрий Игоревич лично вычерчивает на доске поздравление «добропорядочным горожанам» (а иным на отремонтированной набережной, видимо, не место), а рядом топчется толпа журналистов, которые в вечернем эфире будут тренироваться в комплиментах градоначальнику. А у меня вот из крана течёт ржавая вода, и всю последнюю неделю вообще только холодная. Проголодавшись от волнения, я подошла к одному из многочисленных идентичных друг другу киосков с едой. И хоть пива на набережной больше нет, как людей и деревьев, но сигареты в пункте питания на любой вкус. Видимо, запретить пить проще, чем запретить курить.
В общем-то, есть несомненный плюс в том, что людей почти не было. В округе оказалось полно свободных лавочек, что в былые годы было редкостью хоть днём, хоть ночью. Присев на одну из скамеек, я наблюдала за прохожими, заодно заглядывая в телефон к благоверному, дабы сказать своё веское «да» или «нет» по поводу марки будущего автомобиля. А горожане, попавшие волею судеб на набережную, как сонные мухи, чинно плелись каждый по своим делам. Какие-то нерадостные дети, их сонные родители, пожилые пары. Будто время остановилось, а им всем забыли сказать об этом факте, и они шагали в вязкой пустоте и не понимали, что происходит. Отчаявшись найти хоть что-то, достойное внимания, с Чкаловского спуска мы поплелись назад. «Лицо города», как сейчас стало модно называть отремонтированную набережную, было серым. Граждан, пожалуй, привлекла лишь забавная и любопытная выставка венецианского скульптора Джанмарии Потенца «Венецианские ритмы». Дети и взрослые охотно фотографировались около крутящихся объёмных скульптур. Но сказать спасибо за это стоило лишь выставочному центру, который давно и самостоятельно сотрудничает с Потенца и не приурочивал выставку ко Дню города.
Со стороны Маяковского спуска доносились патриотичные песни в исполнении то одного, то другого хора. Интересно, сколько бюджетных денег потрачено на второй День рождения Самары? Хватило бы их на решение проблемы 10-ти – 15-ти дольщиков?
И вот оно, то самое долгожданное, отчего стоит сказать, что день прошёл не зря. Почти у бассейна ЦСК ВВС нам навстречу непонятно откуда выплыла колоритная пожилая дама. Её худую фигуру облегало синее под бархат платье «в пол», а на плечах был жакет из той же ткани, отделанный мехом. Дама медленно передвигалась на своих каблуках, чуть покачивая головой с волосами цвета блонд, собранными в изысканную причёску. Она кого-то упорно выглядывала на горизонте, но оставалась невозмутимой и величественной. Не успев обдумать, что за праздник сегодня может быть у пожилой леди, мы снова наткнулись на необычную женщину примерно того же возраста с очень похожей причёской. Вот только одета она была уже в красное вечернее платье, поверх которого был жёлтый до пят плащ, сотканный, похоже, из хлопка. Её морщинистые руки украшали множество тяжёлых огромных колец, похожих издалека на бронзовые. «Наверное, эти две дамы подруги», – мелькает в голове мысль. Понимая, что уже некрасиво «пялиться» в след женщине, стыдливо отворачиваемся и бредём к сцене у бассейна. Там уже происходит какое-то невиданное, вернее, неслыханное действо, гордо названное «Чемпионатом по закручиванию саморезов». И это уже середина так называемого праздника. А вечером обещают фантастический салют. И меццо-сопрано Марии Максаковой [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]возле Ладьи. Точнее, возле бетонного паруса, потому что Ладьи уже давно нет. Её просто сломали и «унесли», но обещали когда-нибудь вернуть на место. Максакова поёт впечатляюще. Особенно после «закручивания саморезов»…
Что ж, праздник удался на славу. В любом случае. Потому что пиар превыше всего. Или Самара не лучший город на земле?!
Наталья Головина
Комментарии (0)
Оставить комментарий