Анализируя «криминальную» охоту на бывшего генерального директора ООО «С.О.К.» Елену Андрееву, Александр Паулов называет нынешнюю ситуацию в Самарской губернии пещерной.
Александр Паулов, почётный адвокат РФ:
- Девяностые годы ушли от нас не так далеко, всего 14 лет как закончились. Граждане имеют право и на защиту правоохранительных органов, и на судебную защиту, но просто, к сожалению, одна часть наших граждан живет даже не прошлым веком, а позапрошлым, как пещерные люди, а другая настолько погрязла во всех судебных тяжбах, что поняла, что можно всю жизнь судиться и не добиться ничего. А понятие «красный петух» было всегда – его запускали в деревнях нехорошим людям. Даже забава такая была – поджечь соседа, заодно и самому можно сгореть, если дует сильный ветер. В этом ничего нового нет. Просто люди, преследующие Андрееву, вероятнее всего не дружат ни с головой, ни с законом. Поэтому ведут борьбу с помощью кистеня и топора, идут по тропинке своих предков. Всё это очень грустно, поскольку в данном случае они не только сами совершают преступления, но и подвергают опасности других, а самое главное, что методы работы государства на них уже не распространяются, они живут вне правового поля. К сожалению, от этого никто не застрахован в нашей стране.
- Выходит, нет гарантий безопасности со стороны правоохранительных органов?
- Во-первых, нет гарантий, что это дело о поджогах раскроется. Во-вторых, я целый день с девяти утра езжу по улицам, во всех концах Самары сегодня был, ни одного полицейского не видел на посту. Ни постового, ни тех, что на машинах ездят – вообще никого нет. Складывается впечатление, что работники полиции либо сидят дома, либо где-то пьют пиво, но вот на улицах города их нет. Я говорю не про работников ГИБДД, я говорю именно про патрульно-постовую службу, которая должна раскрывать преступления по горячим следам. Если, например, кто-то у вас сейчас выхватит сумочку, то некому будет вас ни защитить, ни отобрать награбленное. Если вы хотите поймать преступника, который отнял у вас сумочку, за ним надо просто погнаться, а кому гнаться, если никого нет на улицах? Преступники это тоже понимают, видят, чувствуют это всё. В-третьих, в последние годы продают так много оружия травматического, газового, боевого, а потом все удивляются, почему при первой опасности люди начинают стрелять друг в друга. Стреляют именно трусы, потому что мужики всегда кулаками разбирались, а когда кто-то вынимает ствол за оскорбление, это говорит о том, что человек с головой не дружит. А если стреляют в лицо – наиболее опасное место, хотя знают, что по инструкции нельзя стрелять в лицо человеку, но стреляют всё равно, то это от страха, оттого, что некому защитить. С другой стороны, у нас не как за границей, где, если в дом проникает преступник, можно, защищаясь, причинить ему вред, у нас, наоборот, получается, когда тебя грабят дома, приходится думать, а не превысишь ли ты необходимую оборону. Наши суды, к сожалению, не всегда объективно взвешивают фактор необходимой обороны. Практика в России даже не бедная или убогая, она вообще отсутствует. То есть, чтобы защитить себя так, чтобы не сесть в тюрьму, нужно ещё очень сильно постараться. Завершить хочу фразой одного известного юмориста, Аркадия Арканова: «Не ту страну назвали Гондурасом».