Гринпис России требует от Генеральной прокуратуры РФ опротестовать утверждённый Николаем Меркушкиным проект планировки туристического комплекса «Жигулёвская жемчужина». Строительство этого объекта, по мнению самой известной экологической организации, является незаконным, поскольку затрагивает заповедную и особо охраняемую территорию национального парка «Самарская лука». Александр Губернаторов в беседе с «Засекиным» выразил опасение, что строительство в зоне национального парка может привести к негативным последствиям, однако без этого проекта «Самарской луке» не получить финансирования для собственного развития.
Александр Губернаторов, директор национального парка «Самарская лука»:
- С точки зрения закона, строительство «Жигулёвской жемчужины» разрешено и возможно. Большая часть объектов, которые раньше по проекту находились в заповедных зонах, оттуда убрана. Но есть несколько участков, которые вызывают у нас споры. Сейчас требуют их перевода из одной категории в другую. Если их в соответствии с законом переведут, то, значит, строительство возможно. Если нет, то никакая экспертиза не позволит ничего там строить. Но как эколог я понимаю, что любое развитие массового туризма в зоне национального парка может привести к негативным последствиям.
- Но Гринпис говорит в своём письме, что заповедные и охранные зоны всё-таки будут серьёзно затронуты.
- Гринписовцы не правы. Да, «Жигулёвская жемчужина» находится рядом с заповедником. В первом варианте проекта всё было именно так, но когда и мы, и общественность выступили против, то из департамента по туризму пришли новые проектировщики. Мы им говорили, что такие вещи делать нельзя. В результате большинство объектов были выведены из заповедных и особо охраняемых зон. Это щадящий режим использования территории, но есть несколько участков, вызывающих у нас волнение. Мы пытаемся сейчас решить проблему. Если зону не поменяют, то по закону там строить нельзя. Но я понимаю и другое. Учитывая, что сегодня у национального парка не хватает ресурсов на создание экологических маршрутов и информационных центров, другого способа просто нет. Либо должны выделяться громадные деньги из федерального бюджета. Сейчас туристы ходят и возмущаются, почему никто не делает ни экологических троп, ни информационных центров. А у нас просто нет таких ресурсов. Если брать за основу какие-то международные национальные парки, например, стоимость 1 километра экологической тропы в национальном парке Германии стоит порядка 200-300 тысяч евро. Для того чтобы сделать Молодецкий курган, как положено и в соответствии со всеми нормами подхода к экологическому туризму, требуется 95 миллионов. Если мы добьёмся, чтобы из федерального бюджета такие суммы выделялись национальному парку, то, конечно, можно там не строить никаких планов по «Жигулёвской жемчужине». Но в данном случае это даёт возможность «Самарской луке» получить средства для того, чтобы создавать нормальные условия для познавательного экологического туризма. Любое развитие заповедной территории несёт достаточно серьёзные последствия, надо стараться их избежать. Но закрывать проект я не считаю возможным, иначе национальный парк так и останется без денег. Мы тоже обеспокоены, нам нужно, чтобы никаких катастроф на территории «Самарской луки» не произошло. Но надо найти серединку, сохранив природу и оставив возможность для познавательного туризма.