Самарские полицейские завели первое дело по новой статье УК, направленной на «воров в законе». Фигурантом стал Анатолий Якунин по прозвищу Сенька Самарский, уроженец Похвистнева, давно покинувший Россию, но, по неофициальной информации, до сих пор сохранивший огромное влияние в регионе. «Засекин» изучил биографию «коронованного» вора и побеседовал с человеком, некогда знавшим Якунина лично. 

Сотрудники главного следственного управление ГУ МВД по Самарской области возбудили первое в регионе уголовное дело по статье УК РФ 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии». Об этом пишет «Волга Ньюс» со ссылкой на собственные источники в правоохранительных органах. Источники «Засекина» так же это подтверждают. Фигурант дела — «вор в законе» Анатолий Якунин, также известный как Сенька Самарский. 

Якунин может находиться в одной из стран Евросоюза. По данным правоохранительных органов, он мог удаленно участвовать в организации преступной деятельности на территории губернии. 

Статья о «ворах в законе» — относительно свежая, она появилась в апреле прошлого года и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. 

Биография

Что касается фигуранта дела, Сенька Самарский родился, вопреки своему псевдониму, не в Самаре, а в Похвистнево в 1960 году. Если верить информации, которую можно найти о нем в открытых источниках, в начале своей «карьеры» Якунин промышлял квартирными кражами, за что отсидел дважды. «Коронация» Сеньки в качестве «вора в законе» состоялась в 1995-м. К тому времени он контролировал не только малую родину, но и соседние города — Отрадный, Кинель, Кинель-Черкассы.

До 2006 года (тогда областным главком начал руководить Александр Реймер) дела у Анатолия Якунина шли хорошо. На волне реймеровской борьбы с «ворами в законе» Сенька уехал из страны. Но, как полагают наблюдатели, не из-за своей криминальной деятельности, а скорее как «идейный» человек, не желавший сотрудничать с полицией. 

Впрочем, на этом история Анатолия Якунина не завершилась. В 2008 году он «работал» в Крыму, однако в 2009-м покинул Украину. Буквально через месяц его арестовали на российско-абхазской границе с... 1,21 граммами метадона. Что довольно странно для приверженца воровских традиций, которые не приемлют наркотиков и относятся к ним с отвращением. 

Но Россия не США, и по традициям наших блюстителей порядка криминальных лидеров берут за наркотики и патроны, а не за неуплату налогов. Да и Сенька Самарский — не Аль Капоне. 

Позже Сенька Самарский дважды пытается попасть в Украину, его депортируют, а после высылки летом 2013 в аэропорту Домодедово снова задерживают — и снова с метадоном (всего 0,26 грамма). 

В последний раз он оказывается в руках правоохранителей в 2015-м. Сотрудники дорожной полиции находят в его машине немного героина, и его арестовывают на 20 суток. 

«Интеллигент в очёчках»

По рассказам источника «Засекина», знакомого с Анатолием Якуниным, утверждение полиции о том, что «воров в законе» в Самарской области больше нет, совпадает с действительностью. Но лишь по одной причине: Сенька Самарский, даже далеко за пределами России, сохранил свое огромное влияние в регионе. Собеседник, хотя и не является причастным к криминалу, отзывается о нем тепло, даже с благодарностью. 

— Он знает два иностранных языка, итальянский и английский. Выучил, пока сидел. У него большая библиотека в Похвистнево, человек старой формации, наркотиками не увлекался. Когда его арестовывали с наркотиками, он улыбался понимающе и ехал с милиционерами. То, что полиция это все может подкидывать, ни для кого не секрет. Потому что больше их задерживать не за что. Ребята, которые окружали Сеньку, имели высшее образование, разговаривали исключительно без мата, многие в очёчках и кашемировых пальто, вот как посмотришь — академики какие-то. Он быдлятину не терпел. Окружал себя умными людьми. Я могу сказать — я его видел в 2009 году, и он мне помог решить очень большую проблему. Очень большую. Причем он сделал это просто по одному звонку. Я ему очень благодарен, и человек он очень хороший, — рассказывает собеседник.  

Говоря о нынешних представителях ОПГ, многие из которых ныне известны как люди публичные, источник отмечает, что «воры в законе» их чаще не переносили, так как одни других считали «урками», а те видели в «коронованных» отморозков. Редко когда вор мог сдружиться или иметь дела с бандитами. 

К настоящему времени людей Якунина якобы частично потеснили ОПГ «Солнцевские» (Москва) через «Законовских» (Самара, основаны Александром Законовым), однако большую часть влияния Якунин сохранил. 

— Как были здесь у Сеньки нефтеврезки, так и есть. Как были у него начальники службы безопасности в крупных компаниях из числа тех же бывших милиционеров и чекистов, так они и есть. В большом и даже среднем бизнесе он остается влиятельным человеком и решает многие проблемы, — полагает источник. 

Гамбашидзе и его уклончивый ответ

Стоит отметить, что «вор в законе» — понятие весьма растяжимое. Этот статус может носить человек вроде того же Анатолия Якунина, неоднократно сидевшего в тюрьме и живущего «по понятиям». Но «коронованным» может быть вполне публичный человек, имеющий доступ к первым лицам региона или руководству крупных предприятий. 

Так, в июле 2011 года появилась неофициальная информация о том, что известный политтехнолог Георгий Гамбашидзе, работавший на тот момент в Самарской области в команде губернатора Владимира Артякова, якобы был «коронован» в «воры в законе», когда посещал свою историческую родину — Грузию. Об этом говорили некоторые городские чиновники и писал в своём блоге некогда известный журналист Виталий Папилкин. 

Официального подтверждения этой информации не было, однако корреспондент «Засекина» тогда позвонил Гамбашидзе и задал прямой вопрос о том, является ли он «вором в законе». Прямого ответа не последовало. Вместо этого политтехнолог в течение нескольких минут «по-дружески» пытался объяснить, что задавать вопрос таким образом некорректно и предлагал поговорить об этом «когда-нибудь при встрече».

Ответ г-на Гамбашидзе весьма любопытно выглядит в разрезе воровских традиций. Дело в том, что «коронованный» «вор в законе» не может отрицать своего статуса согласно принятым преступным сообществом нормам — в противном случае он лишается «звания» и всех связанных с ним привилегий. Как бы это ни было странно для законопослушных граждан, воры во многом неукоснительно придерживаются принципа честности, в том числе касательно своего статуса. Возможности ограничения при ответе на вопрос о принадлежности к «ворам в законе» даже исследуют (в пример можно привести статью в электронном научном журнале Кубанского государственного аграрного университета за 2015 год). Но общий принцип прост: прямо отказаться от своего статуса при ответе на прямой вопрос «вор в законе» может только для защиты своей жизни. 

Эту воровскую идею весьма успешно использовали власти Грузии, где некогда было наибольшее число «коронованных» и чей опыт в борьбе с «ворами в законе» считается вполне успешным. Там считается достаточным доказательством вины тот факт, что сам подозреваемый признал свое положение в преступной иерархии. 

Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]