Самарский речной порт, возможно, вновь оказался на грани исчезновения. На этот раз ему угрожает уже не строительство стадиона, а распродажа активов и, вероятно, ликвидация или перепрофилирование. О чём свидетельствуют официальные документы ОАО «Самарский речной порт», согласно которым компания избавляется от своего имущества. В связи с этим неоднозначным процессом вновь всплывает фамилия бывшего губернатора Самарской области Владимира Артякова.

20 сентября на заседании совета директоров ОАО «Самарский речной порт» решалась дальнейшая судьба предприятия. Согласно официальной документации, члены акционерного общества должны назначить председателя совета и рассмотреть вопрос о проведении конкурса на приглашение независимого оценщика для определения стоимости акций и недвижимого имущества компании. Также на совет был вынесен вопрос об оценке и отчуждении имущества порта, расположенного на ул. Молодогвардейский спуск, 2. Здесь находятся административные и хозяйственные корпуса предприятия, ООО «Самарский судоремонтный завод» и яхт-клуб «Старая Гавань» - всего около восьми строений. Бенефициаром порта является областное правительство, 25,5% акций принадлежат федеральному Росимуществу.

Предмундиальные манипуляции

ОАО «Самарский речной порт» было зарегистрировано в 1993 году и до 2005 года контролировалось группой «ВИД», после чего было продан лицам, близким к главе холдинга RBE Андрею Шокину. В 2009 году бизнесмен стал распродавать свои региональные активы и речпорт за 870 млн рублей перешёл в собственность Самарской области.

Как рассказал порталу Засекин.Ру депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, тогда областное правительство объясняло дорогостоящую покупку тем, что «речной порт является перспективным предприятием, которое на одной только торговле песком зарабатывает приличные деньги».

«Деньги были вкачены, - рассказывает депутат. - Потом стали раздаваться разговоры о том, что акционерное общество уже не контролируется правительством, а перешло под контроль Юрия Артякова – брата действующего тогда губернатора. После этого возникла тема строительства стадиона, и одновременно земли вокруг порта стали скупаться людьми, приближёнными к прежнему руководству области, чтобы поживиться на выкупе этой территории под строительство стадиона. Уже тогда возникла идея, что речной порт нужно убирать».

Предпродажная оценка или пересчёт активов

Но и после того, как осенью 2012 года было решено перенести строительство  стадиона в район Радиоцентра, речной порт сохранил своё шаткое положение. Сегодня независимые эксперты и игроки рынка грузоперевозок говорят о том, что, скорее всего, имущество Самарского речного порта будет распродаваться, а само предприятие прекратит работу или перепрофилируется.

«Речной порт находится в частных руках, может продаваться также в частные руки и, соответственно, перепрофилироваться, – поддерживает эти опасения депутат Самарской губернской думы Сергей Ракитин. - Но я думаю, что правительство не должно допустить этой ситуации. Область должна проконтролировать, чтобы при смене собственника целевая направленность порта была сохранена».

С коллегой по Думе не согласен депутат Алексей Чигенёв. Во-первых, он не уверен, что предприятие будет распродавать свои активы. «Любая оценка проводится для того, чтобы получить реальные данные о стоимости объекта. Это необходимо как при продаже, так и при, например, взятии кредита», - рассуждает он. Во-вторых, депутат подчёркивает, что «такие объекты как речной порт должны зарабатывать деньги и находиться в частной собственности».  «Потому что это не функция государства – развивать какой-то бизнес. Если государство ставит задачу сохранить грузовой порт, нужно найти инвестора, который приобрёл бы его», - считает депутат-единоросс.

Другого места для парка не найти…

«Имиджевым сопровождением уничтожения порта будут рассказы о благоустройстве стрелки рек и берега реки Самары, какие там построят объекты, и как это будет украшать наш город накануне Мундиаля. Однако всё это можно сделать, не уничтожая предприятие», - считает Михаил Матвеев.

В ноябре 2012 года областные власти заявили о своих планах по обустройству на стрелке парковой зоны. Речной порт при этом задумали перенести на новое место, предварительно на левый берег реки Самары. Тогда экс-руководитель департамента строительства и архитектуры Самары Александр Бурнаев, комментируя эту новость для Засекин.Ру, заявил, что перенос порта – это «совершенно необдуманный и необоснованный шаг», требующий больших денежных вложений. При этом г-н Бурнаев высказал сомнение, что на стрелке действительно построят зону отдыха, опасаясь, что власти просто не найдут деньги на реализацию проекта, так как область и город ждут большие затраты на строительство спортивных и инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу.

Главное слово за Юлией Степновой

Во многом дальнейшая судьба речного порта будет определяться тем, кто возглавит совет директоров акционерного общества. Этот вопрос также должен был решиться 20 сентября. Пока же результаты заседания не оглашены. Согласно списку аффилированных лиц от 1 июля, в состав совета вошли глава областного минимущества Юлия Степнова и руководители двух подведомственных ей департаментов. Они заменили министра транспорта Николая Синельникова и  четверых его подчиненных. Вероятно, именно министр Степнова возглавит руководящий орган предприятия, однако её роль и позиция в судьбе порта остаются неопределёнными. На сегодняшний день министерство имущественных отношений не ответило на запрос Засекин.Ру о решениях, принятых на заседании совета директоров. Ожидается, что официальный протокол заседания появится в течение недели.

Депутат Алексей Чигенёв считает логичным, что область в руководящем органе речпорта представляет именно г-жа Степнова, «потому что активы речного порта находятся именно в ведении министерства имущества». Сергей Ракитин также не видит принципиальной разницы в том, кто – минимущества или минтранса – будет представлять интересы области в совете директоров общества.

«Главное, что это представитель правительства, который должен занять чёткую позицию, возглавить совет директоров и сохранить порт, проследить, чтобы он не был перепрофилирован», - надеется коммунист.

Однако независимые эксперты считают, что появление во главе совета эффективного менеджера Степновой не обещает порту профильного развития. Приход министерства имущества, которое в отличие от минтранса не занимается целенаправленным развитием инфраструктуры области, а лишь управляет активами, вполне может означать лишь скорую распродажу.

«Юлия Степнова проявляет себя как министр, скажем так, со специфическими мотивациями, - рассуждает Михаил Матвеев, - поэтому трудно сказать, какую позицию займёт здесь министерство. Но с другой стороны, все эти решения принимаются на уровне губернатора, и видимо, здесь существует какая-то договорённость между прежним губернатором и нынешним. Я думаю, что Степнова будет работать в рамках этих договорённостей».

Следы ведут к Артякову

Фамилия Владимира Артякова регулярно всплывает, когда речь заходит о покупке и продаже активов Самарской области. Депутаты неохотно комментируют слухи о том, что земли на стрелке рек и имущество порта принадлежат сегодня структурам бывшего самарского губернатора. Своё мнение по этому поводу высказал лишь Михаил Матвеев. Он считает, что решение о ликвидации речного порта может быть связано с желанием соответствующих структур «капитализировать этот кусок областной собственности, который попал в руки определённых людей», потому что «покровители уже в Москве и идёт распродажа самарских активов».

«Самым мутным здесь выглядит история с вливанием в речной порт бюджетных денег. Это классическая схема, когда государство вкачивает деньги во что-то, объект повышает свою капитализацию  и оказывается в руках частника, который распродаёт активы и кладет деньги себе в карман, - рассуждает г-н Матвеев. - Я лично выступал против этого, потому что порт – это действующее предприятие, на котором работают сотни людей. Нужно 10 раз подумать, прежде чем что-то ликвидировать, тем более, накануне финансового кризиса, когда даже руководство страны признаёт, что нас ждут тяжёлые экономические времена».

Татьяна Святкина