Вчера региональный благотворительный фонд «Самарская губерния» был исключен из «реестра иностранных агентов в связи с прекращением осуществления деятельности в качестве иностранного агента». Выполнял ли лояльный региональным властям фонд функции иностранного агента когда бы то ни было – вопрос риторический. Но семь лет организация состояла в списке тех, кого федеральные власти фактически считают своими врагами.

Фонд «Самарская губерния» [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]был внесен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в ноябре 2016 года при довольно странных обстоятельствах. Сделано это было по инициативе самого фонда. Руководство организации решило не становиться жертвой вольного прочтения закона самарским управлением минюста.

Дело в том, что незадолго до самовнесения «Самарской губернии» в реестр, минюст признал иностранным агентом «Издательство Парк Гагарина» [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]. Поводом послужило получение денег от вышеупомянутого фонда.

«Парк Гагарина» оказывал фонду информационные услуги, но не знал, что за несколько лет до этого (в 2013-2014 гг) организация, помогающая пожилым людям, оказывается, получала некое иностранное финансирование. А минюст знал… По «логике» ведомства все, кому фонд платил после, получали «опосредованное иностранное финансирование».

О подробностях бухгалтерии фонда издание, возглавляемое Сергеем Курт-Аджиевым, осведомлено не было, что привело к штрафу в 300 тысяч рублей. «Самарская губерния» штрафов дожидаться не стала и, говоря метафорически, «сама нашила себе звезду на рукав».

Тогда наблюдатели отмечали, что руководство регионального управления минюста зарабатывает себе «галочки» перед федеральным руководством, а также перед одиозным губернатором Николаем Меркушкиным, который «агентов ЦРУ» узнавал в ком угодно, даже в рабочих завода, которым задерживали зарплату, а они настаивали на выплатах.

Стоит отметить, что спустя два с половиной года, тогдашний глава управления минюста по Самарской области Сергей Быстревский, заработавший к тому моменту неоднозначную репутацию среди общественников, стал одним из четырёх заместителей федерального министра юстиций Александра Коновалова. Опыт давления на неугодных власти общественников, правозащитников и журналистов, наработанный им в Самаре и губернии, пригодился на федеральном уровне.

Семь лет фонд «Самарская губерния» находился в реестре иностранных агентов. Что он там делал – загадка. Учитываю специфику деятельности фонда, вероятно, вербовал обитателей домов престарелых в шпионы? Теперь, очевидно, свою подрывную деятельность благотворители свернули. По крайней мере, так вчера решил минюст.