Действие социальных транспортных карт в Самарской области продлено. Соответствующее постановление правительства Самарской области подписано 26 октября 2023 года.

По сообщению депутата Госдумы Александра Хинштейна, сделано это вынужденно. Такое решение стало результатом вмешательства прокуратуры и запросов депутатов Госдумы в связи с запуском нового, «крайне сомнительного», по словам парламентария, проекта электронная карта жителя Самарской области (КЖСО).

Решение о продлении срока действия соцкарт до 2026 года обосновали рисками создания ажиотажа и огромных очередей накануне Нового года.

По многочисленным просьбам жителей Самарской области мы рассмотрели вопрос продления срока действия социальных транспортных карт. Их замена на Карту жителя Самарской области началась 1 января этого года и уже более 110 тыс. жителей воспользовались этой возможностью. Чтобы не создавать ажиотаж и огромные очереди накануне новогодних праздников, было принято решение продлить срок действия соцкарт. Тем не менее, хочу обратиться к самарцам с просьбой не затягивать процесс замены и не оставлять всё на последний момент, — прокомментировал врио заместителя председателя правительства Самарской области – руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области Константин Пресняков.

По сообщению Министерства туризма Самарской области, заявки на оформление карты жителя подали около 200 тысяч жителей региона. По информации ведомства, «спрос на электронные карты за этот год существенно вырос, а проект продолжает активно развиваться и совершенствоваться». Кроме банков «ВТБ» и «Солидарность» к проекту присоединился «Газпромбанк».

Наша цель – максимально заинтересовать граждан в получении Карты жителя, раскрыть все её преимущества, предложить такие сервисы, которые действительно важны и удобны людям, — добавил Пресняков.

В сентябре стало известно, что прокуратура Самарской области проводит проверку по отбору банков-эмитентов «Карты жителя Самарской области» (КЖСО). Об этом ведомство сообщило в ответ на обращение депутата Госдумы Михаила Матвеева по законности навязывания областным правительством КЖСО конкретных банков.

В Самарской области в качестве кредитных организаций, которые являются банками-эмитентами электронной карты «Карта жителя Самарской области», на тот момент были определены только банки ВТБ (ПАО) и АО КБ «Солидарность».

В связи с этим прокуратура начала проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства при отборе кредитных организаций.

Учитывая социальную важность затронутого вопроса прокуратурой области Правительству Самарской области предложено рассмотреть вопрос о возможности продления действия социальных карт в качестве альтернативных и после 1 января 2024 года, - заявили в прокуратуре.

По мнению Матвеева, навязывание банковских карт пенсионерам Самарской области является нарушением их прав. Карта им нужна исключительно для льготного проезда. А в данной ситуации получение льгот связано не со статусом гражданина, а с наличием или отсутствием у него карты. 

КЖСО, как заверяли власти, должна была облегчить жизнь льготников. К ней «привязывается» льготный проезд в общественном транспорте, полис ОМС и различные скидочные программы. При этом КЖСО является картой-эмитентом в банках-участниках программы («ВТБ» и «Солидарность»).
На деле же нововведение обернулось массовым возмущением жителей (особенно пенсионеров), которых вынудили ходить по банкам для оформления карт. Кроме того, недовольство людей вызвало и то, что им фактически навязывают банковские услуги: выдают дебетовые карты, всучивают кредиты, заваливают спамом. (Не говоря о сборе персональных данных.) Таких обращений я получил немало, - рассказал Хинштейн.

По словам депутата, людям не оставили выбора. С 1 января 2024 срок действия ранее выданных льготных транспортных карт должен был прекратиться.

Если человек не оформит КЖСО — право на льготы он теряет, что абсолютно незаконно и нарушает его права. Продлевая теперь срок транспортных карт ещё на два года, власти де-факто в этом признаются. Показательно, что участие в проекте КЖСО принимает скандально известный бизнесмен Виталий Зайцев, являющийся любимым подрядчиком самарских властей (за 4 года — контрактов более, чем на 7 млрд, несмотря на череду уголовных дел и вскрытые факты хищений бюджета). Это многое объясняет! - написал Хинштейн.

ООО «Объединенная транспортная карта», которая отвечает за работу транспортного приложения КЖСО, на 50% подконтрольна Зайцеву.

Таким образом, король госзаказа, которого многие считают «номиналом» руководителей региона, выступает прямым бенифицаром проекта. Ради его барышей можно и закрыть глаза на возмущение пенсионеров. Не исключаю, что именно коррупционная бизнес-составляющая и является главным движителем проекта КЖСО. Прокуратура продолжает проверку по моим запросам относительно КЖСО и Зайцева, - рассказал депутат.