Я начну так.

Отечественное кино смотрю с опаской и надеждой – вдруг бомбанёт? Фильм с бойким названием «Коллектор», отсылающий зрителя к новостным лентам о страшных делишках агрессивных представителей общества, мог бы представить блеск и нищету в дымке ужаса российских реалий и в каком-то смысле бомбануть. Но нет. Это фильм о потерявшем нравственные ориентиры человеке, занимающемся психологическим давлением на людей, с целью вернуть деньги, иными словами, о коллекторе. О коллекторе, который под впечатлением от истории с умирающей собакой и порочащем его видео, то ли раскаялся, то ли нет, то ли убит, то ли нет (всё прямо загадочно), но вроде влюбился в администратора ветеринарной клиники.

Девушка монотонным, уставшим, но от этого, видимо, ещё более милым голосом противостоит всему мировому злу, поучая главного героя (коллектора - Константина Хабенского). Ещё бы! Ведь у неё героическая работа – приём больных животных. Поскольку образы котиков и собачек воспринимаются большинством зрителей как мем, то и героиня, фактически прописавшаяся в нём, не вызывает доверия.

Коты и собаки, особенно умирающие, просто не должны участвовать (даже как герои закадровых реплик) в серьезном игровом кино, в качестве призыва к раскаянию и состраданию. Это пошлое преступление.

Коты и собаки собирают лайки, а из них собирают шаурму. Эта российская реалия всем известна, поэтому ветклиникой и сбитым псом невозможно разжалобить жестокого коллектора, после разговора с которым люди кончали жизнь самоубийством.

Сомнительным кажется и сравнение произведений современного искусства с кучей навоза. На какого зрителя рассчитана такая шутка? В этот момент фильм, подталкиваемый режиссером и сценаристом, заметно захромал.

Не оставляет равнодушным главный вопрос фильма: может ли одно видео, размещённое в интернете, уничтожить репутацию? Да, безусловно! Возможно ли её восстановить? Наверное, да. Пафос фильма – его сильное место. Мы все совершаем ежедневные преступления, мы все виновны. Фильм ловко диагностирует состояние нашего общества, активно смакующего невероятные непроверенные факты.

Интересен формат фильма – 74 минуты, действие разворачивается в пределах одной комнаты. «Коллектор» больше напоминает театральный бенефис, видимо, по этой причине несоответствие так уловимо – отстающему театральному искусству приходится учиться у кино, а кино по-прежнему стремиться включить в себя театр.

Фильм динамичный, эмоциональный, но совершенно не реалистичный, особенно это заметно в диалогах. Речь так и летает, отделённая от предполагаемого характера.

«Коллектор» хромает где-то в промежутке между Голливудом и советским театром: визуально – Голливуд, вербально – театр. Смотришь и видишь швы, но понимаешь, что не должен этого видеть, преступно понимаешь и стыдишься немного. Ведь для отечественного кино с особенностями развития не существует нормы: ты уж, главное, попробуй снять так, будто это арт-хаус, а две награды за старания все равно дадим. А зрители после просмотра оставят отзыв: для российского кинематографа очень неплохо. Из жалости. Как я, написав в заголовке «неожиданная».

Грета Грин