Вчера стало ясно, что вовсе не агенты ЦРУ во главе с живым политическим трупом Матвеевым и даже не крепко засевшие в штабах Навального [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]и социальных сетях малочисленные, но цепкие адепты гнойного Запада угрожают самарскому маховику перемен и хрупкому благополучию жителей региона. Нет, они, конечно, тоже хотят поджечь губернию и лично предводителя маховичной команды созидания, но с помощью «крыш в шортах», которые раньше текли на 70 процентов, а теперь покрывают в Самарской области нелегальный оборот алкогольной продукции. И не дают местным обитателям пить спиртные напитки в тридцать, даже сорок раз больше, чтобы легально пополнять бюджет и крутить в будущее качественного скачка маховик засаранских перемен. Но скоро, совсем скоро, ещё до выборов президента России и до старта судьбоносного Мундиаля, разветвлённая секта подчинённых напрямую губернатору членов общественных советов и управляющих микрорайонами под тактическим командованием чиновников и при содействии сотрудников правоохранительных органов вернут «четыре – шесть миллиардов рублей» в дефицитный региональный бюджет. Именно об этом пламенно и сравнительно недолго, в совокупности минут двадцать пять, говорил вчера в «МТЛ-Арене» на «расширенной видеоконференции, посвященной противодействию обороту нелегальной алкогольной продукции» Николай Иванович Меркушкин. Речь косноязычного ручного управителя и долгоиграющего искушённого бюрократа с постоянными вкраплениями чистосердечной хлестаковской завиральности и бендеровского лукавства была, как всегда, эмоциональна и монотонна. Впрочем, о так и недостижимом постмодернистами распаде языка и вбивании в головы избирателей «простых, как мычание», смыслов «Засекин» писал уже напрасно и неоднократно. Так что снова читайте расшифровку выступления губернатора Самарской области. Если можете…

 

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:

«Добрый день, уважаемые коллеги! Те, которые присутствуют в этом зале в МТЛ-Арене и те, которые находятся в районах Самарской области. Это в целом у нас сегодня на видеоконференции участников порядка семи тысяч человек. Речь идёт о более семи тысячах человек. Мы такую видеоконференцию проводим в первый раз. Ну, я думаю, может так сложиться в будущем, что мы будем этот формат повторять.

Сегодня мы рассматривать будем очень важный для нас вопрос. Важный с разных точек зрения. Это проблемы противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции. Она очень важна в целом для страны. Мы это знаем. Она исключительно важна для Самарской области. Почему? Потому что здесь у нас проблем, как нигде в других регионах, очень много. И от успеха нашей работы в этой сфере зависит не только наполняемость областного бюджета, консолидированного бюджета, в том числе бюджетнов местных в итоге, но и, прежде всего, здоровье людей. Из территориального дохода, по разным оценкам эксперта, экспертов, но и не только, и министерства экономики, и министерства финансов области, мы теряем от трёх до четырёх миллиардов рублей ежегодно. А если брать примеры других регионов, которые работают успешно относительно, то эту цифру можно ещё ужать в полтора-два раза. То есть насколько много они в итоге имеют для бюджета и насколько общество у них, значит это, благополучней. Это ещё очень затрагивает жителей губернии. По статистике, это статистика окружная, статистика в целом по стране, количество вызовов скорой помощи, и особенно после праздников, ну, таких, скажем, государственных праздников, Новый год и так далее, в Самарской области в десятки раз, послушайте, в десятки раз выше, чем в соседних регионах по ПФО.

В первом полугодии 2017 года зарегистрировано тысяча двести случаев отравления от токсического действия различных спиртов. Это тоже цифра - мы абсолютные лидеры в округе. Из них с летальным исходом 159 человек. Сколько идёт по стране разговоров, тратится времени там, комиссию возглавляет в стране председатель правительства. По поводу дорог, сколько гибнет на дорогах. У нас от отравлений гибнет людей больше, чем в результате преступных других деяний или то, что у нас складывается на дорогах. Понятно, что это страшные цифры, за которыми стоят трагедии потом семей, значит, детей и так далее, и так далее. И тем более, мы почему проводим в таком формате это совещание, и я сказал, не исключено, будем его и дальше продолжать, пока мы не наведём полный порядок здесь.

А что касается оборота алкогольной продукции, в стране новое законодательство, и теперь это зависит, какой продукт реализуется с прилавков, зависит не столько от завода-изготовителя. Раньше полностью отвечал завод-изготовитель. Он платил акциз. И если он работал нормально, акциз выплачивал, если он работал там, не соблюдая закон, как это часто, в том числе у нас, было, из-за чего три года почти отсутствовала лицензия у нашего «Родника», значит, так акциз уходил, значит, по разным каналам. Теперь акциз платится с оборота. То, что в магазине проходит, в зависимости от этого объёма оборота, значит, платится конкретный акциз. Это каждый магазин. Каждая торговая точка, которая имеет лицензию или где продаётся спиртное. Насколько правильно будет всё организовано, от этого будет зависеть, сколько Самарская область будет получать в свой бюджет.

Для нас это, может быть, в некой мере и для нас это, ну, в какой-то мере, может быть, и подарок. Подарок в том смысле, что через завод раскрутить и получить справедливую долю Самарской области от акциза сложнее было. А сейчас всё в наших руках. Всё в наших руках. Что в итоге мы будем иметь – это, значит, в основном зависит от тех людей, которые сейчас слышат этот разговор. Тем более, вы знаете, мы сейчас в городе Самаре, практически вся работа проведена, и общественные советы, управляющие микрорайонами работают. Сейчас в Тольятти эта работа активно ведётся, в Сызрани, в других городах. Мы приближаем власть максимально к людям. Мы этой уровнем власти даём полномочия или дали полномочия, и будем давать дополнительные полномочия, в том числе мы даём полномочия по контролю за оборотом алкогольной продукции.

И сегодня мы ещё ряд конкретных предложений обсудим, предложим варианты. Значит, у нас есть все возможности, которых, может быть, нет у других даже регионов, у абсолютного большинства других регионов, чтоб мы смогли здесь навести полный порядок. И я назвал цифры, которые теряет областной бюджет. С учётом того, что акциз делится там пропорционально с федеральным бюджетом и плюс на акциз накладывается НДС, который стопроцентно идёт в федеральный бюджет. Если он ушёл от акциза, он ещё и потерял НДС, то есть если государство потеряло НДС, то называем эти четыре миллиарда, федеральный бюджет ежегодно теряет от работы Самарской области такой доход. Примерно восемь миллиардов рублей. Восемь миллиардов рублей! И это и для страны огромная сумма. И если мы это не поймём, не поймут те люди, которые сейчас сидят в этом зале. И если не услышат то, что сейчас говорим, люди, которые сидят в других залах, я хочу сказать, система сегодня будет такова, что каждый месяц у министра финансов Российской Федерации будут цифры по каждому региону, и каждый месяц будет доклад президенту. И какой регион сколько миллиардов не додал государству, это будет всё абсолютно прозрачные вещи. И понятно, кто в этом виноват. Абсолютно будет всё ясно.

Более того, мы, и я, как губернатор, были, будем заинтересованы в том, чтобы вскрывать каждый случай, который мы будем иметь или будем  иметь возможности, сейчас, какие нужно иметь дополнительные меры, значит, поступающие, что мы будем активно, независимо от того, кто бы этим не занимался, кто бы не крышевал, значит, заниматься наведением порядка. У нас уже сейчас есть вопиющие случаи. Вопиющие случаи. Которые можно сейчас обсудить или мы потом совещание, узкое совещание проведём. Тогда уж, чтобы было ясно. Но ещё раз скажу, что тема, над которой страна, правительство Российской Федерации, законодатели работали последние пять-семь лет, она стала давать результат. В прошлом году акциз вырос, поступления в бюджет Российской Федерации выросли на 30 процентов. Сейчас, по-моему, тоже идёт рост по этому году на двадцать три процента. На двадцать три процента. Что касается нас, я сейчас цифры не буду называть, назовёт Александр Владимирович (Кобенко – вице-губернатор, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области – ред.), сколько там Татарстан получает, сколько мы получаем.

Но я буду коротко, просто ещё раз всем, до всех довести. Мы получаем в бюджет наш, если брать на душу населения, это более справедливая оценка, на душу населения, в тридцать раз меньше, чем Татарстан. В тридцать раз. В тридцать раз меньше, чем Татарстан! В сорок раз меньше, чем Мордовия. Вы представляете, какие суммы?! Мы получаем пятьсот миллионов, Татарстан получает десять миллиардов. И хочу сказать, десять миллиардов – это не справедливая доля Татарстана, это как раз перетоки наших денег к ним в бюджет. Это, по большому счёту, нас можно назвать лопухами. За наш счёт значительно лучше живут другие. Мы не получали четырёх-шесть миллиардов в течение четырёх лет. И наши деньги получали другие регионы. И только вот в этом году окончательно мы свою долю взяли, значит, получили, выровняли...

Что ещё можно сказать? Ну, может быть, это, но тем не менее. Наш коэффициент за шесть месяцев не увеличился, а наоборот. Коэффициент был 1,8. Сейчас коэффициент – 1,6. То есть мы раньше получали с коэффициентом 1,8 деньги. Сейчас мы получаем с коэффициентом 1,6. Можно задать вопрос… Послушайте внимательно! И Явкин тоже! Значит, почему? Вроде бы мы работаем, значит, усилили… А коэффициент наш упал. Причина в том, что другие регионы, большинство, работают более эффективно, правоохранительная система работает более принципиально, более принципиально. И мы на фоне этой, они начинают расти, скорость нашего роста ниже. В итоге наш коэффициент падает.

Понятно, что мы допустить этого не можем дальше. То совещание, которое прошло в пятницу с участием Приволжского Росалкогольрегулирования, мы договорились, что они будут давать нам в постоянном режиме, практически чуть ли не в неделю раз, мы будем получать от них, в том числе, объёмы легальных продаж в тех точках, которые находятся в каждом микрорайоне города Самары, Тольятти, то есть в новых формированиях. Мы им должны срочно сейчас представить эти точки, сколько их там – три, пять, десять в микрорайонах. Эти точки, наверное. И они нам с компьютеров будут выдавать эти точки. И у нас может получиться ситуация такая, что в одном микрорайоне можем получить ноль цифру, в другом там в пятьдесят раз больше.

Это каждый должен слышать, что мы всю ситуацию будем знать. Всю. Не только в разрезе городов, районов, но и в разрезе каждого микрорайона. Боле того, каждой точки, которая имеет лицензию…

Если работа не будет проводиться, мы освободим любого главу района. Эти цифры еженедельно будут у меня. Еженедельно!.. Страна разработала систему ЕГАИС, а многие населённые пункты ещё не подключились к ней, нет интернета, нет того, нет сего. У нас 158 сельских точек не могут в режиме онлайн продажи фиксировать.  Мы что самый отсталый регион страны?!..

И первые же признаки нарушений, мы уже имеем право принимать соответствующие, значит, решения. И штрафовать. А второе решение, второй случай – полностью аннулируются все лицензии и заводятся уголовные дела. И я тоже всем, у кого в шортах крыша или не в шортах, может, у них в погонах крыша, никого это не спасёт. Никого!..

Но давайте посмотрим на другое. Мы, в том числе, вынуждены приводить в порядок льготы, где тоже два с половиной-три миллиарда рублей уходили вообще непонятно куда!.. У нас та сумма, которую я называю, три и шесть десятых миллиарда рублей. Там есть люди, которые реально теряют эти деньги. Потому что у нас в бюджете нечем платить заработную плату учителям и врачам. У нас та сумма, которую я называю, это сумма, три и шесть десятых миллиарда, - вся наша инвестиционная программа с учётом подготовки к чемпионату мира. Мы смогли только в бюджете найти, в бюджете найти три и шесть десятых миллиарда – это и школы, и подготовка к чемпионату мира и так далее, и так далее. Здесь речь идёт о суммах четыре-шесть миллиардов рублей. Четыре тире шесть миллиардов рублей!..

P.S. Из доклада на видеоконференции вице-губернатора - министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко: «По данным Росалкогольрегулирования, на территории Самарской области наблюдается тенденция сокращения объёма продаж легальной крепкой алкогольной продукции и доли Самарской области в общем объёме розничных продаж среди субъектов Российской Федерации. Анализ ситуации на рынке алкогольной продукции свидетельствует, что оборот неучтённой алкогольной продукции оказывает влияние на снижение поступления акцизов в областной бюджет. При условии сохранения данной тенденции, в Самарской области до конца 2017 года областной бюджет недополучит более 780 миллионов рублей».

Подготовил Лев Городецкий