На пересечении Московского шоссе и улицы Революционной проходит демонтаж незаконных киосков. Незаконными их признали в результате проверки уполномоченного по правам человека Ирины Скуповой, представителей прокуратуры и районной администрации, которым  так и не удалось разыскать владельцев 141 киоска, а хозяева 24 торговых точек обозначились только со слов торговцев. Все они не имеют разрешительной документации. В профсоюзе предпринимателей считают, что местные торговцы хотели бы узаконить свой бизнес, но им мешает коррупция в министерстве имущественных отношений.

 

Рынки разбитых фонарей

О происходящем на рынке на улице Революционной Ирина Скупова рассказала 7 мая на пресс-конференции. Рынок уже много лет является местом столкновения конфликтов интересов предпринимателей ПК «Старт» и  ИП Петрухновой, которые устраивали здесь «боевые разборки». «Старт» контролировал эту территорию с 1997 года, однако сейчас занимается коммерческой деятельностью на соседнем участке. Новым хозяином рынка стала предприниматель Петрухнова, которой неофициально принадлежит большая часть торговых объектов. В разгар противостояния двух сторон, в январе 2012 года, «Старту» удалось заключить договор аренды с министерством имущественных отношений. Им было передано 6 тыс. кв. м земли «для проектирования и строительства комплекса продовольственного рынка». Правда, вскоре договор был признан незаконным, но на каких основаниях, омбудсмен не разъяснила. Между тем Петрухнова продолжила там свою деятельность, и в 2013 году Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа взыскал с предпринимателя 1,5 млн рублей за неправомерное пользование 1 475 кв. м земли в 2011- 2012 годах. Правда, министерство имущественных отношений выставляло ей претензии в размере 34 млн рублей. До сих пор предприниматель не имеет договора аренды и не платит налогов со своей деятельности.

Скупова рассказала, что, несмотря на проверки и судебные заседания, до сих пор никому из представителей власти не удалось воочию увидеть саму Петрухнову. Везде за неё выступал представитель. Полиции поручили найти женщину и выяснить, кому сейчас принадлежат торговые точки.

Проверки выявили, что по торговым объектам на рынке отсутствуют договоры аренды, кроме того, рынок не значится в реестре розничных рынков Самары. «Все уполномоченные органы власти признали эти объектами незаконными», - рассказала омбудсмен.

 

«Накатали» на уполномоченного

Снос рынка начался ещё в начале апреля, после чего продавцы, не согласные с демонтажом своих рабочих мест, написали коллективное письмо губернатору, прокурору Самарской области и мэру Самары. В своём обращении они попросили прекратить снос торговых точек.

В частности, авторы такого письма в «Самарских известиях» заявили, что «действия уполномоченного не подвластны пониманию». Были и косвенные обвинения Скуповой в личной заинтересованности и связях с ПК «Старт». Поэтому Ирина Анатольевна решила объяснить свою позицию на пресс-конференции.

Она отметила, что письмо было анонимным, и уверена, что оно носит заказной характер и проплачено людьми, «которые потеряли нелегальный источник доходов, в том числе бывшие и, возможно, действующие должностные лица».

«Мы очень хорошо понимаем, где заканчивается легальный мелкий бизнес и начинается совсем не мелкий нелегальный бизнес, доходы от которого обогащают третьих лиц. Именно перекрытие канала по незаконному сбору налички привело к публикации этих “открытых писем”», - считает омбудсмен.

 «Собственники нестационарных объектов на этом рынке не имели никаких разрешительных документов и не заключали договоров с министерством имущественных отношений, и, соответственно, не платили налоги в бюджет. Наша позиция простая и основана на законе: оформляйте отношения, платите налоги, и будет вам счастье. Я думаю, что, когда люди заинтересованы в восстановлении истинных прав, они не скрываются, а приходят и показывают документы. Если среди тех 290 человек, которые анонимно обозначили себя в этой публикации, есть хоть один человек, с которым обошлись несправедливо, пусть обращается», - заявила Скупова.

 

Договор аренды как мечта предпринимателей

На сегодняшний день большинство объектов на рынке уже снесены, осталось порядка 20 киосков. После сноса должен решиться и вопрос о дальнейшей судьбе спорной территории – отдать её одному из коммерческих субъектов или разместить там общественно значимый объект.

«Демонтаж этих киосков не лишает права коммерческих субъектов обратится в министерство имущественных отношений с просьбой об аренде участка или его части, но уже на законных основаниях», - подчёркивает Скупова.

На эти слова ответил присутствующий на встрече заместитель председателя Самарского регионального профсоюза предпринимателей Илья Генсон. Он уверен, что происходящее на Революционной, как и во многих других случаях, не что иное, как передел рынка, в котором могут быть заинтересованы сотрудники министерства имущественных отношений. Он рассказал, что заключить договор аренды с министерством имущественных отношений, чтобы выплачивать деньги в бюджет и не бояться за судьбу своего бизнеса, – это мечта многих самарских предпринимателей.

«Я уверен, что и на этом рынке пытались заключить такие договора. Но это невозможно, ведомство не заключает новые договоры, не продляет старые. В министерстве произвол, а министр Юлия Степнова на встречах с предпринимателями заявляет, что закон ей – не указ», - рассказал Генсон.

Он предполагает, что вскоре после сноса на этом месте появятся новые коммерческие объекты, которые без проблем смогут заключить договор аренды, а может, и вовсе получат эту землю в безвозмездное пользование.

 

Коррупция, судопроизводство и Степнова

«Почему этот незаконный рынок много лет функционировал, и никто не принимал никаких мер?», - задалась вопросом омбудсмен.

Она рассказала, что различные органы власти оправдывали своё бездействие решениями судов, которые, как выяснилось, не давали здесь никакого права на торговлю. Это решение Арбитражного суда Самарской области  от 15 марта 2013 года, признавшее недействительным договора аренды «Старта» на этот участок. И решение арбитражного суда от 7 марта 2011 года, согласно которому министерству имущественных отношений не удалось доказать, что на этом земельном участке находятся объекты Петрухновой.

«Некоторым должностным лицам было удобно говорить, что эти решения якобы узаконили пользование этим участком. Сейчас установлена незаконность этого использования», - рассказала г-жа Скупова, не уточнив, впрочем, кто эти «должностные лица», в чём заключалась их заинтересованность и будут ли они привлечены к ответственности за такую трактовку решений суда.

Не называя фамилий, г-жа Скупова заметила, что «права заканчиваются там, где начинается коррупция». По её данным, за использование этой земли в период с января 2011 года по март 2014 года в городской и областной бюджеты не поступило свыше 86 мл рублей. И это только от аренды земли, без учёта налогов.

«Нет большей коррупции, чем в министерстве имущественных отношений», - заявил Илья Генсон и рассказал, впрочем, тоже без конкретных фамилий, что в ведомстве Степновой за внесение в схему нестационарных торговых объектов и подписание договора с предпринимателей вымогают по 500 тысяч рублей. В итоге многие из них предпочитают работать без этих договоров.

 

Малый бизнес как большая проблема

По данным Скуповой, в Самаре работают около 4 тысяч нестационарных торговых объектов, из которых более двух тысяч установлены незаконно. Она называет незаконную торговлю дискриминацией по отношению к добросовестным бизнесменам, которые платят за аренду, выплачивают налоги и соблюдают законы. При этом омбудсмен признаёт правовое регулирование нестационарной торговли в России недостаточным. Чтобы наладить рынок, нужно установить понятные и единообразные правила. Омбудсмен представила письмо заместителя министра регионального развития РФ, в котором говорится, что «нужно бережно относиться к предпринимателям».

«Нельзя сносить нестационарные объекты только потому, что кто-то решил изменить схему их размещения, или навязать невыгодные, невозможные условия, предлагать макеты киосков стоимостью по 700 тысяч рублей. Понятно, что предприниматели не смогут их потянуть», - заявила Скупова.

Однако предприниматели, похоже, без особого оптимизма восприняли абстрактно благоразумные «нельзя» и «нужно», озвученные омбудсменом.

«Если существует рынок, значит, в нём есть потребность. Если он имеет плачевный вид, его нужно облагородить, но не резать всё под нож – это преступно», - считает Генсон. Он констатируют факт, что в попытках узаконить свой бизнес предприниматели сталкиваются с коррупцией и натыкаются на другие препятствия, которые вынуждают их «уйти в тень». Законопослушный же бизнес находится на грани выживания. Он несёт бремя завышенной арендной платы, высоких налогов и чиновничьей бюрократии, вследствии чего предприниматели всё чаще разоряются.

Татьяна Святкина