Самарскую банковскую панику приехали «тушить» заместитель председателя Банка России Михаил Сухов и первый заместитель генерального директора ГК «Агентство по страхованию вкладов» Валерий Мирошников. Совместно с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным они дали пресс-конференцию, где представили официальную версию причин «точечного банковского коллапса» и рассказали о мерах по его преодолению.

Волжский социальный банк улетел в собственную «дыру»

2 декабря, в День банковского работника, Центральный банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у второго кредитного учреждения Самарской области – ООО «Коммерческий Волжский социальный банк».  Согласно информации на сайте ЦБ, это решение было принято «в связи с неисполнением ВСБ федеральных законов и нормативных актов Банка России, достаточностью капитала ниже 2%, снижением размера собственных средств ниже необходимого минимального значения уставного капитала,  а также учитывая неоднократное применение регулятором в течение одного года мер воздействия».

Как признался Николай Меркушкин, решение по ВСБ было принято ещё в пятницу, 29 ноября. «Мы старались сделать всё, чтобы банк был сохранён, - рассказал глава региона. - Инвесторы приезжали и были готовы заняться этим банком, но приходили к выводу, что санировать его практически невозможно. Я имею в виду санировать средствами инвестора. Что касается Центробанка, он не может поощрять ту деятельность и те формы работы, которые имели место в Волжском социальном банке».

По словам губернатора, в банке имели место «фиктивные кредиты» и другие нарушения, над которыми предстоит работать Агентству по страхованию вкладов и правоохранительным органам. В частности, банк выдал порядка 1200 персональных кредитов по ксерокопиям паспортов. Регуляторы полагают, что большая их часть была фиктивной и требует проверки. Это и другие факторы привела к возникновению в банке, по выражению губернатора, «финансовой дыры», которая не позволила банку исполнить свои обязательства перед вкладчиками. При чём закрыть эту «финансовую дыру» никто из частных инвесторов не взялся.

Первый заместитель генерального директора ГК «Агентство по страхованию вкладов» Валерий Мирошников обещал, что все клиенты «Волжского социального банка», имеющие вклады до 700 тыс. рублей, получат свои деньги в соответствии с законом о страховании вкладов. Вкладчикам на сумму более 700 тысяч придётся ждать процесса ликвидации банка, в ходе которого, возможно,  АСВ сможет вернуть часть денег и рассчитаться с вкладчиками.  

Напомним, 26 ноября ВСБ приостановил операции, объяснив это ажиотажным наплывом вкладчиков. За шесть дней до этого от огнестрельного ранения в голову скончался председатель правления и совладелец банка Валерий Кучканов. В конце минувшей недели сообщалось, что акционеры ВСБ договорились о продаже бизнеса, однако этот план был сорван отзывом лицензии. Руководителем временной администрации по управлению ВСБ назначен заместитель начальника Управления безопасности и защиты информации ГУ Центрального банка РФ по Самарской области Анатолий Кривко.

Титова оставили без «Солидарности»

По словам участников пресс-конференции, проблемы банка «Солидарность» растут из кризиса уже далёкого 2008 года. В ситуации паники и ажиотажного наплыва вкладчиков они и проявились в полной мере. При этом если верить губернатору Николаю Меркушкину, проверки надзорных ведомств не выявили в работе банка существенных нарушений, требующих вмешательства правоохранителей.

«Банк не смог обеспечить устойчивость, и когда пошли тенденции, имевшие место в области, он оказался в таком положении. Каких-то других вещей сегодня там не обнаружено, - крайне расплывчато выразился губернатор. - Есть кредиты, которые в полном объёме не вернутся, но уставной капитал и собственный капитал позволяют это перекрыть».

Несмотря на то, что «других вещей сегодня там не обнаружено», банк будет санирован и сменит владельца. Центральный банк направит на поддержку «Солидарности» 3,5 млрд рублей кредита, еще 2,5 миллиарда выделит Агентство по страхованию вкладов, на которое возложены функции временной администрации «Солидарности». Оно должно будет восстановить ликвидность учреждения, привести капитал банка к реальной величине и вывести из капитала действующих акционеров. Всё это время, по словам Михаила Сухова, «Солидарность» будет работать в обычном режиме. Все клиенты, включая вкладчиков банка, смогут продолжать пользоваться его услугами.

«Мы считаем сумму 6 миллиардов рублей достаточной для того, чтобы решить проблему с качеством активов банка и поддержать его ликвидность», - сказал г-н Сухов. Инспекторы полагают, что после всех заявленных операций банк будет интересен частным инвесторам, которые смогут выкупить его у АСВ за сумму от 2,5 млрд рублей.

Своеобразное видение ситуации в «Солидарности» представил Николай Меркушкин. Согласно его комментарию, в сложной ситуации вкладчики, особенно юридические лица – «руководители отдельных предприятий» - повели себя «не по-товарищески»:  спасая свои вклады, снимали очень крупные суммы и переводили их в другие банки. Суммы оказались такими, что банк не выдержал. По мнению губернатора, бизнесмены должны были оставить свои вклады в пошатнувшемся банке и рискнуть деньгами для его спасения. Губернатор даже привёл пример с разведкой, куда он с такими бизнесменами не пошёл бы.

«Солидарность» работает с широким кругом предприятий, не все из которых находятся в удовлетворительном финансовом состоянии. В итоге банк разделил предпринимательские риски не банковского характера», - представил своё видение Михаил Сухов.

Напомним, что 25 ноября в банке «Солидарность» был введён экстренный стабилизационный план, который, в частности, предусматривает ограничение на выдачу наличных денежных средств по банковской карте не более 20 тыс. рублей в месяц на одного клиента. Как рассказал представители Центробанка, в «Солидарностьи» сейчас находится порядка 10 млрд рублей средств вкладчиков - более 260 тысяч клиентов. Главным бенефициаром банка, «не справившимся с последствиями кризиса», является Алексей Титов – сын экс-губернатора Самарской области Константина Титова.

Банковский кризис прошёлся по бюджету

Как поведал губернатор, из-за ликвидации Волго-Камского банка и Волжского социального банка пострадали бюджетные средства Самарской области. По словам Николая Меркушкина, в Волго-Камском банке находилось около 250 млн рублей средств муниципальных предприятий и более 400 млн рублей средств «зарплатных проектов». В Волжском социальном банке находилось порядка 1,8 млрд рублей средств областных «институтов развития», в том числе деньги Самарского областного фонда жилья и ипотеки.

«Конечно, та ситуация, которая сложилась, — это определенный удар по бюджету, - рассудил губернатор. - Будем работать с Агентством по страхованию вкладов по тому, какие суммы могут вернуться, в какие сроки».

Банкиры могут спать спокойно

На пресс-конференции практически не обсуждалась ситуация с «Волго-Камским банком». Из слов спикеров стало понятно, что власти полагают, что в кредитном учреждении, как и в ВСБ, велись «сомнительные» финансовые операции.

«Мы выяснили, что круг проблем ограничен двумя банками - это Волго-Камский банк и Волжский социальный банк. Остальные финансовые организации работают в нормальном режиме. В Самарской области создана хорошая конкурентная ситуация в банковской сфере. У Центробанка нет претензий к другим банкам губернии», - подчеркнул в начале пресс-конференции Михаил Сухов. - У населения нет оснований переводить свои счета в другие кредитные учреждения», - отметил зампредседателя Банка России.

Эксперты ИА «Засекин» уверены, что визит федеральных инспекторов и их выступление для прессы призваны разрядить паническую ситуацию в губернии. Директор самарского филиала ОАО «Балтинвестбанк» Артём Маслов считает санацию «Солидарности», пусть и с учётом смены владельцев,  крайне позитивным моментом для сектора  экономики вообще, так как «знаковое для региона кредитное учреждение будет сохранено».

«Очень надеюсь, что ситуация стабилизируется. Ажиотаж по поводу состояния самарской банковской сферы начал стихать. По крайней мере, сегодняшний и прошлый понедельники кардинально отличаются по степени интенсивности негативного фона», - резюмирует банкир.

Елена Вавина