В среду, 16 октября, пресс-служба ОАО «АвтоВАЗ» распространила пресс-релиз, подтверждающий, что президент компании Игорь Комаров написал заявление об уходе со своего поста. Таким образом, подтвердились слухи о том, что он покинет компанию, не дожидаясь истечения своего трёхлетнего контракта, срок действия которого завершался в ноябре. Ранее заместитель председателя совета директоров АвтоВАЗа, гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщал, что вопрос о замене Комарова на посту президента компании будет обсуждаться 4 ноября на заседании совета директоров. Как  уже сообщало информационное агентство «Засекин», кандидатура Комарова получила одобрение на пост главы «Объединенной ракетно-космической корпорации», создающейся в рамках структурной реформы Роскосмоса и имеющей структуру акционерного общества. Президентский  указ о её создании ожидается со дня на день.

Игорь Комаров возглавлял АвтоВАЗ с 29 августа 2009 года. Его роль в работе предприятия принято оценивать с восхищенными интонациями: «удержал завод от краха во время экономического кризиса», «наладил выпуск новых моделей»… Официально считается, что именно Комаров вывел предприятие из кризиса. Вот и Сергей Чемезов, комментируя уход своего подопечного, назвал Комарова эффективным управленцем, которому удалось вывести АвтоВАЗ на новый этап развития.

Впрочем, эксперты отмечают, что антикризисная работа «эффективного менеджера» Комарова не была бы столь «успешной», если бы не многомиллиардные государственные дотации, которые в годы его правления российским автопромом направлял Кремль на поддержку отрасли. Задача Комарова в этой ситуации заключалась в сколь-нибудь рациональном распределении выделяемых средств и повышении капиталоёмкости предприятия.

Распределители федерального бюджета знали, куда вложить деньги, чтобы они вернулись в их распоряжение. По мнению наблюдателей, Игорь Комаров решил одну, пожалуй, главную задачу. Именно он осуществил предпродажную подготовку АвтоВАЗа: реформировал организационную структуру, ликвидировал систему перекрестного владения акциями, сбросил социальные активы (детские сады, санатории, клиники и прочие затратные непрофильные активы), в несколько этапов сократил численность штатных сотрудников. В итоге российский автогигант перешел французам как вполне работоспособная компания.

Сегодня становится понятно, зачем акционер Комаров всё лето продавал и покупал акции АвтоВАЗа, по несколько раз в месяц меняя свою долю в уставном капитале компании. В августе, на фоне резкого спада продаж автомобилей, произошёл внезапный рост акций общества – до 17% в один день. Этот скачок эксперты объясняли некой инсайдерской информацией, известной лишь узкому кругу лиц. В свете последних событий это выглядит как показательная операция, цель которой – продемонстрировать высокие возможности и компании, и покидающего её директора.

О том, что Комаров уходит с АвтоВАЗа, заговорили ещё в декабре 2012 года, когда он пытался за 190 млн рублей продать свою роскошную резиденцию под Тольятти. Тогда же возник вопрос о дальнейшем развитии его карьеры. Выдвигались разные версии, вплоть до политических. Теперь Комаров поднялся почти до уровня своего бывшего патрона Сергея Чемезова и «вышел в космос».

Как сообщил «Коммерсантъ», 11 октября Игорь Комаров принял участие в заседании федерального кабинета министров, который «принципиально одобрил кандидатуру господина Комарова на пост главы Объединенной ракетно-космической корпорации». В ближайшее время ожидается появление президентского указа о создании ОРКК, после чего официально будет утверждён глава новой корпорации. ОРКК, созданное на базе ОАО «НИИ космического приборостроения» и отделённое от Федерального космического агентства, должно будет решать задачи консолидации производителей и разработчиков ракетно-космической техники, вобрав в себя все предприятия отрасли.

Федеральное космическое агентство, которое недавно возглавил бывший заместитель министра обороны Олег Остапенко, теперь призвано исполнять функции госзаказчика и формировать государственную политику в космической сфере. В составе Роскосмоса планируется оставить 12 организаций, девять из которых — в ранге госучреждений. В основном это отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры, а также военная составляющая отрасли, заказчиком для которой выступало Министерство обороны РФ.

В состав ОРКК войдут восемь холдингов, созданных на базе крупнейших предприятий отрасли. Это ОАО «Информационные спутниковые системы», включающее девять компаний, ОАО «НПК «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А. Г. Иосифьяна, состоящее из пяти предприятий, и ОАО «Российские космические системы» с пятью подконтрольными компаниями. НПК «Системы прецизионного приборостроения» будут переданы 106-й экспериментальный оптико-механический завод Минобороны РФ и Научно-инженерный центр Электротехнического университета (Минобрнауки). РКК «Энергия» передаст в ОРКК 38,22% своих акций. ГКНПЦ им. Хруничева, НПЦ автоматики и приборостроения и самарский «ЦСКБ-Прогресс» будут акционированы и включены в ОРКК на правах субхолдингов. Ещё 15 предприятий — восемь АО и семь ФГУПов — первоначально будут замыкаться на ОРКК непосредственно, позже некоторые из них перейдут в холдинги.

Примечательно, что создаваемая структура формально не будет государственной. Как заявил в начале июля вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, «скорее всего это будет акционерное общество, а не государственная корпорация». А значит, активами ОРКК можно будет торговать на бирже, привлекая в уставной капитал иностранные инвестиции.

Теперь Игорь Комаров может, не таясь, продавать свою резиденцию и ретироваться из Автограда.  Накачав АвтоВАЗ бюджетными деньгами, он передал его французам и своевременно избавился от непростого актива. После того, как г-н Комаров показал свои блестящие навыки менеджера по продаже, ему доверили «эффективное управление» куда более ответственным проектом. Отныне он должен подготовить к реализации инвестиционно привлекательные активы ракетно-космической отрасли России.  

Елена Вавина