Рабочие АвтоВАЗа собираются проводить президента предприятия Игоря Комарова массовой забастовкой трудящихся. Решение о подготовке к стачке было принято 7 октября на заседании независимого заводского профсоюза «Единство». Рабочие опасаются грядущего колоссального сокращения на предприятии, что вполне вписывается в управленческую политику мажоритарного акционера компании альянса Renault-Nissan, который, как ожидается, поставит в руководство собственного менеджера. Впрочем, отдельные эксперты полагают, что президентское кресло достанется человеку главы «Ростеха» Сергея Чемезова.

После того, как в СМИ была растиражирована информация о переходе Игоря Комарова на пост руководителя Объединенной ракетно-космической корпорации, эксперты автомобилестроения и наблюдатели сконцентрировались вокруг вопроса, кто станет новым президентом крупнейшего отечественного автогиганта. Наиболее вероятным претендентом на высокую должность называют вице-президента завода по корпоративному развитию и финансам Олега Лобанова, правда, ему пророчат должность с приставкой «врио». Пресс-служба АвтоВАЗа на момент выхода материала не подтвердила, но и не опровергла эту информацию и не дала официального ответа на запрос Засекин.Ру. В неофициальных разговорах представители компании говорят о том, что Лобанов перейдёт на новую должность 4 декабря после собрания акционеров. Тогда же, вероятно, будет озвучена фамилия долгосрочного преемника Комарова.

Национальный вопрос как стратегия управления

Интрига по назначению нового президента компании оборачивается принципиальным вопросом о направлении развития предприятия: станет ли АвтоВАЗ высокопроизводительным предприятием и прибыльным бизнесом или же автогигант продолжит «тянуть лямку» социально-политических обязательств – осваивать государственные субсидии в благодарность за поддержку лояльности жителей моногорода. Развитие событий превращается в вопрос национального значения, в прямом смысле этого слова: завод может возглавить французский ставленник главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона или очередное доверенное лицо классического российского госкапиталиста Сергея Чемезова.

С одной стороны, в сентябре 2014 года Renault-Nissan должен получить контрольный пакет акций компании, и, соответственно, сможет проводить на заводе собственную управленческую политику. Так, исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин полагает, что решение о новом главе АвтоВАЗа будет принимать лично Карлос Гон.

Однако такое, казалось бы, очевидное развитие ситуации противоречит российским традициям ведения бизнеса. Среди игроков рынка автопроизводства бытует мнение, что оперативное руководство АвтоВАЗом останется за представителем российской стороны. «Национальный вопрос», якобы, был предметом негласного договора при передаче завода французам. В этом случае президентский пост достанется ставленнику «Ростеха».

«Передача контрольного пакета акций альянсу Renault-Nissan по-прежнему не завершена, — отмечает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. – И «Ростех» сохраняет сильные позиции на предприятии. Кандидатуру нового президента может выдвинуть как одна, так и другая сторона».

Карлос Гон, решительный и разрушительный

Президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan, глава стратегического партнёрства Renault-Nissan Карлос Гон известен во всём мире как управленец, выведший из тяжёлого кризиса компанию Nissan. В июне этого года он был избран председателем совета директоров АвтоВАЗа. На этом посту он сменил Сергея Чемезова, впрочем, не навсегда – французы и «Ростех» договорились о том, что партнёры будут сменять друг друга на этой должности раз в год.

«Как только Карлос Гон пришёл к руководству советом директоров, мы заявили, что заводчанам нужно готовиться к тому, что он будет принимать жёсткие меры: сокращения численности работников и социальных гарантий. Потому что он отличается этой особенностью в управлении по опыту предприятий других стран», - рассказал в интервью Засекин.Ру председатель независимого профсоюза «Единство» Пётр Золотарёв.

В 90-е годы Карлос Гон принял ряд жёстких мер по оздоровлению бизнеса Renault. Он закрыл завод Renault в Бельгии, сократил огромное количество сотрудников во Франции. Эти меры сопровождались настоящей волной протеста. Однако оптимизация дала положительные результаты, и уже в 1997 году Renault перестала быть убыточной компанией. В конце века французы вступили в альянс с убыточным Nissan, где Карлос Гон повторил отработанную стратегию. В Японии закрылись пять заводов, 14% персонала Nissan лишились работы, и компания вышла на новый уровень.

Когда решительный француз пришёл на АвтоВАЗ, все замерли в ожидании аналогичных мер в отношении российского автогиганта. Однако его сдерживал тот факт, что оперативным управлением продолжил заниматься «эффективный менеджер» Игорь Комаров, который, в соответствии с отечественной спецификой, скорее отрабатывал государственные дотации, пусть и достаточно эффективно, и политический заказ, нежели занимался реальным бизнесом. Теперь, если пост президента достанется представителю французской стороны, завод могут ждать радикальные перемены.

На последнем дыхании

В 2009 году, когда «кризисный менеджер» Игорь Комаров возглавил АвтоВАЗ, предприятие находилось в плачевном состоянии. Убытки компании превысили сумму в 50 млрд рублей, вернуть ей прибыльность удалось лишь благодаря помощи государства, что, впрочем, редко способствует реальному оздоровлению бизнеса.

Эксперты расходятся в оценках работы г-на Комарова, депутат Самарской губернской думы Александр Дроботов считает, что под его руководством завод «сделал потрясающий рывок вперёд», ввёл новое оборудование, новые подходы к качеству и вывел на конвейер новые модели.

Однако в последние месяцы положение завода ухудшилось, по компании ударили общее сокращение автомобильного рынка, затраты на модернизацию конвейера и пауза, вызванная ожиданием введения утилизационного сбора для российских автозаводов. По итогам работы в первом полугодии, предприятие получило убыток в 2,6 млрд рублей, потеряло 405 миллионов в кипрских банках и ежемесячно демонстрирует падение продаж.

«АвтоВАЗу в любом случае не станет хуже от ухода Комарова, - считает социолог, почётный гражданин Тольятти Сергей Дьячков. – Компанию передают французам, и вряд ли теперь в кресле президента окажется очередной протеже высокопоставленного чиновника из федерального центра».

Рабочие готовят французам горячий привет

Депутат Самарской губернской думы Михаил Маряхин отмечает, что у заводчан накопилось множество претензий к работе АвтоВАЗа, что прослеживается по обращениям избирателей к депутату.

«В частности, рабочие недовольны введением корпоративного отпуска. Однако руководство, к сожалению, не слышало или, вернее, не хотело слышать этих претензий и предложений, - продолжает народный избранник. - Для меня очевидно, что с приходом Карлоса Гона, АвтоВАЗ будет придерживаться его стратегии, а это значит, что на ряду с оптимизацией производства завод ждут массовые сокращения».

О недовольствах трудового коллектива говорит и Пётр Золотарёв. В разговоре с корреспондентом Засекин.Ру он рассказал, что в понедельник на заседании профкома «Единства» было принято решение начать работу по подготовке трудящихся к забастовке. Помимо недовольства введением корпоративного отпуска и опасений по сокращению, заводские активисты говорят о нарушении закона «О профессиональных союзах». В частности, независимый профсоюз не допускают к разработке нового коллективного договора, который должен быть принят в декабре 2013 года. Предложения профсоюза в коллективный договор не принимаются, а членов профсоюза не допускают к участию в переговорах.

«В первую очередь, это предложение по введению опережающей индексации зарплат по прогнозируемому уровню инфляции», - рассказал г-н Золотарёв.

Социолог Сергей Дьячков считает, что сокращение работников АвтоВАЗа может стать детонатором реального социального взрыва в Тольятти, который и без того пользуется славой «оппозиционного» города. Таким образом, оттянув на годы оптимизацию АвтоВАЗа, подпитывающегося бюджетными деньгами, власти, похоже, привели к тому, что не решаемые проблемы предприятия и, соответственно, моногорода наложились на реальный социально-экономический кризис.

«Понятно, что французы будут сокращать лишних людей, лишние расходы. Молодые кадры уезжают, люди средних лет ищут возможность переспециализации. Город будет стареть и деградировать», - делает пессимистичный вывод Сергей Дьячков.

Татьяна Святкина