1 сентября завершился одиннадцатый Международный авиакосмический салон МАКС-2013. По официальным данным, его посетило около 350 тысяч человек. Мероприятие стало рекордным по объему контрактов – их было заключено на сумму 21,2 млрд долларов. Однако Самарской области авиасалон не принёс серьёзных коммерческих контрактов, за которыми стояли бы реальные деньги. Зато наши делегаты подписали множество соглашений о сотрудничестве и прочих деклараций, именуемых самими подписантами «рамочными».

Делегацию от Самарской области представляли 26 предприятий и организаций аэрокосмического кластера и 132 делегата. В четверг, 5 сентября,  представители предприятий-участников Международного салона и профильных министерств Самарской области встретились с журналистами, чтобы рассказать о достижениях региона на МАКСе. Несмотря на общий оптимистический тон спикеров и целый ряд озвученных ими соглашений, становится понятно, что они  пока носят исключительно декларационный характер.

«На МАКСе Самарская область представила достаточно солидную делегацию. Весь авиационно-космический кластер области, включая образовательные учреждения, были представлены в составе нашей делегации», - начал встречу с журналистами руководитель управления  развития межотраслевых комплексов министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Сергей Корнилов.

Малая авиация и малые соглашения

Как рассказал главный специалист управления аэрокосмического и оборонно-промышленного комплекса регионального министерства промышленности и технологий Владимир Васильев, в рамках МАКСа прошло заседание «круглого стола» по развитию малой авиации под председательством губернского министра промышленности и технологий Сергея Безрукова.

 «Была достаточно горячая дискуссия по вопросам сертификации самолётов, - сообщил Васильев. - Пришли к общему мнению, что в стране нужно создавать единый орган, который бы занимался проблемами развития малой авиации, тогда эта проблема могла бы быть решена».

Сегодня порядок получения необходимых разрешительных документов крайне сложен. На Западе же процесс сертификации самолетов подобного типа значительно проще, чем у нас. Отметим, что в этом году в области должна быть разработана целевая программа  «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области».

По результатам выставочной деятельности самарский авиационный завод «Авиакор» и украинское ГП «Антонов» подписали «дорожную карту» по созданию совместного предприятия, которое будет заниматься созданием новых модификаций самолёта АН-140.

«Это грузовые, специализированные версии и так далее. Самолёт имеет достаточно хорошие перспективы для дальнейшего развития», - считает Владимир Васильев.

Среди прочих достижений он называет соглашение между компанией Adcom Systems (ОАЭ) и тольяттинским конструкторским бюро «Беркут Аэро». Adcom Systems, специализирующаяся на создании боевых беспилотных летательных аппаратов, планирует создать такой аппарат на базе тольяттинского вертолёта «Беркут ВЛ». «Был заключён договор о поставке нескольких экземпляров вертолёта для исследования и дальнейшего их развития».

Все кластеры в гости к нам

Сергей Корнилов рассказал о планах по проведению в октябре 2014 года в Самаре ежегодного международного аэрокосмического конгресса. В руководящий комитет конгресса вошли представители немецких, французских и российских аэрокосмических кластеров.

«На МАКСе  были подписаны два соглашения – о создании Национального партнёрства авиационно-космических кластеров и Евразийского партнёрства авиационно-космических кластеров – это инструменты, которые будут приближать нас к поставленной цели – проведению этого конгресса, - рассказал г-н Корнилов.  - В рамках национального партнёрства мы объединили 4 кластера – ульяновский, самарский, пермский и рыбинский. В рамках Евразийского партнёрства мы решили пойти дальше и привлекли ещё и европейские кластеры. Так появилось второе соглашение».

Чиновники уверены, что это должно способствовать ожидаемому вхождению Самарской области в Европейское партнёрство авиационно-космических кластеров, которое, по словам господина Корнилова, объединяет «весь авиационно-космический цвет Европы».

«Прогресс» на МАКСе достигнут не был

Главный самарский авиационно-космический гигант «ЦСКБ-Прогресс» представил на выставке три направления своей деятельности: ракетоносители, космические аппараты и самолёт «Рысачок». В частности, гости авиасалона увидели макеты ракетоносителей «Союз-1», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», «Союз-2.1в» и макет новой разработки «Союз-5».

«Союз-2.1а» у нас находится на этапе сдачи в эксплуатацию, «2.1б» тоже подходит к этой границе. Мы думаем, что в 2014 году сдадим его в эксплуатацию. Это значит, что машина будет выпускаться серийно. Это очень важно, потому что в силу специфики в космической технике серийно выпускается не так много объектов, - рассказал заместитель генерального директора «ЦСКБ ПРОГРЕСС» по средствам выведения Дмитрий Баранов. - Также на МАКСе была представлена наша новая машина – «Союз-2.1в». Машина находится на завершающей стадии наземной отработки. Первая лётная  уже находится на космодроме в Плесецке, вторая лётная – у нас на завершающей стадии изготовления. И мы рассчитываем, что к концу этого года уже улетим. У нас две машины готовы и есть информация о том, что  достаточно много космических аппаратов хотят сесть именно на этот носитель».

Разрабатываемый ракетоноситель «Союз-5» г-н Баранов назвал перспективным проектом ЦСКБ. По его словам, это абсолютно новая машина, которая имеет мало общего с «Союзом-1» и «Союзом-2» всех модификаций.

«Мы оставили только название.  В чём изюминка этой машины? Союз, несмотря на свою фантастическую надёжность, имеет ряд слабых мест. В силу того, что машина возрастная, достаточно много людей работают уже на заправленной машине. На современных машинах так никто не делает, но переделывать «Союз» под автоматическую ракету практически невозможно, легче просто сделать новую с нуля. «Союз-1 и 2» по современным меркам – это ракета достаточно нетехнологичная и сложная в изготовление. Современные требования, в первую очередь экономические, вступают с этим в сильное противоречие, и в определённый момент мы можем стать неконкурентоспособными», - поделился своими опасениями г-н Баранов.

«Прогресс» так и не заключил в рамках МАКСа ни одного коммерческого контракта. Г-н Баранов оправдывает это тем, что выставки – «многогранные события», где не обязательно заключать контракты, «важно показать себя лицом, познакомиться с возможными партнёрами и наладить контакты».

Скромный «Кузнецов»

«Мы достаточно скромное участие приняли на МАКСе, - признался исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин. - Мы представили продукцию только в части ракетных двигателей. Это ракетный двигатель «РД-108» и новое явление нашей жизни, нашего предприятия, хоть и разработки 60-70-х годов, - это НК-33. Эти два двигателя представляют наши сегодняшние реалии и наш взгляд на будущее».

Г-н Якушин справедливо отметил что кузнецовский «взгляд» в будущее – НК-33 – был разработан ещё в середине 60-х годов прошлого века, а его испытания возобновились лишь в 2012 году.

«Мы этот двигатель не производили более 30 лет, мы ясно смотрим на эту проблему, но и преодолеваем её. В рамках МАКСА эти проблемы также обсуждались», - рассказал г-н Якушин.

Напомним, 22 апреля со среднеатлантического космодрома NASA стартовала американская ракета-носитель среднего класса Antares, разработанная Orbital Sciences Corporation, оснащённая модернизированным самарским двигателем НК-33/AJ-26. Николай Якушин, комментируя дальнейшие перспективы отношений с американскими партнёрами,  заметил, что сейчас стоит вопрос об оценке дальнейших перспектив данного проекта.

«В рамках МАКСа, до и после авиасалона, мы вели переговоры с нашими американскими коллегами в части перспективы развития программы Antares на ближайшие 15-20 лет. Мы находимся в тендерном исполнении, где участвует также российская компания «Энергомаш». Конкуренция - двигатель прогресса, но у нас есть понимание того, что Antares был запущен на двигателях НК-33, и мы намерены добиться признания нашего права, нашего жизненного пространства в области ракетного двигателестроения, вернуть себе эту компетенцию», - резюмировал Якушин.

Честь самарской авиационно-космической отрасли отстояли студенты Самарского государственного аэрокосмического университета. Как рассказал начальник управления обеспечения инновационной деятельности СГАУ Георгий Шестаков, самарские студенты и аспирант привезли с МАКСа три диплома первой степени за участие в конкурсе Международного молодежного форума «Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией».

«Мы привезли три первых места в своих номинациях и вообще смотрелись хорошо. Кроме того наш ректор подписал соглашение о сотрудничестве по вопросам кадрового обеспечения  авиационной отрасли и научно-технического сотрудничества. Свои подписи под соглашением поставили представители «Объединённой двигателестроительной корпорации», «Союза машиностроителей России» и ведущих авиавузов страны. Пока, правда, это соглашение имеет рамочный, установочный вид», - признался г-н Шестаков.

Справедливости ради отметим, что, по крайней мере, одно самарское предприятие привезло с МАКСа реальный заказ. Завод «Экран» примет участие в создании бортового комплекса радиоэлектронной борьбы «Хибины-У» для самолетов Су-30СМ в рамках контракта концерна «Радиоэлектронные технологии» (Ростех) с Министерством обороны.

Елена Вавина