Канада, 2021

Режиссер Рейн Верметт

«Сент-Анн», полнометражный дебют канадки Рейн Верметт, хотя и стал неожиданным фаворитом нескольких проницательных зрителей по итогам 2021 года, вместе с тем остался за пределами внимания большей части кинокритического сообщества, не говоря уже о широком зрителе.

Еще больше удивляет равнодушие отечественной аудитории, если учесть, что фильм был показан в рамках основного конкурса Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии (Санкт-Петербург), что не спровоцировало тогда появления материалов о фильме. Неизвестно, изменит ли ситуацию появление в начале 2022-го «Сент-Анн» с русскими субтитрами в Сети, однако казус Верметт свидетельствует в очередной раз не о том, что «современное кино и близко не дотягивает до фильмов прошлого», а о том, что поиск сейчас следует вести по ту сторону прожекторов медийного внимания. Только так можно понять, как кино изменяется, игнорируя инерции зрительской привычки. Тогда как если судить об актуальном кинопроцессе лишь по обзорам критиков с ведущих кинофестивалей, велик риск остаться в гетто неведения о том, на что современное кино бывает способно.

Если судить по синопсису, Верметт рассказывает заурядную семейную историю. В маленький провинциальный канадский городок после нескольких лет отсутствия возвращается женщина (в исполнении самой Верметт), которая оставила свою дочь с братом и его супругой. Далее зритель погружается в сложные отношения между родственниками, что сопровождается бытовыми зарисовками из жизни метисов, неуловимость национальной идентичности которых демонстрируется попеременно то в оптике этнографических сюжетов (семейные праздники), то в форме авангардистских коллажей.

Те, кто знаком с короткометражками Верметт, наверняка удивятся появлению в ее фильме довольно отчетливой нарративной структуры. Поставив с 2012 года около десятка работ, канадка зарекомендовала себя на поле экспериментального кино, в котором акцент делался на работе с пленкой и ее эффектами. В «Сент-Анн» визуальный ряд также содержит формалистские приемы, однако в целом они уступают место эксперименту с историей: банальность предложенного сюжета насыщается энигматичностью, нетривиальностью его репрезентации.

«В «Сент-Анн» я хотела бросить вызов тому, как принято рассказывать истории и кто должен становиться частью фильма. Мы работали на деньги Совета по делам искусств, так что могли делать что хотели. Для меня это был радикальный переход от анимации к игровому кино, а еще я хотела переписать «Париж, Техас». Отталкиваясь от этого, стала разбирать семейные истории и сплетать их в мифы и собрала почти целиком состоящую из женщин команду - своих подруг из Коллектива режиссеров коренных народов. Когда люди, работавшие со мной, уйдя потом на более коммерческие проекты, рассказывали там другим о съемках «Сент-Анн», то люди из индустрии им просто не верили - говорили, что быть такого не может. Ведь у нас не было никакой иерархии: все получали одинаковые гонорары».

Из этого небольшого фрагмента интервью с Верметт можно сделать вывод, что мечта Годара времен «Группы Дзиги Вертова» о коллективном, а не индивидуальном творчестве не погасла. Ростки утопический идеи проросли не во Франции и не на территории политического кино, однако результат вызывает удивление и восхищение: иногда за словами о демократизации творческого процесса действительно обнаруживается результат, дарящий надежду, что в XXI столетии кино найдет для себя новые формы существования.


Киновед, философ, кандидат юридических наук,

главный научный сотрудник Музея Рязанова

Олег Горяинов

Свежая газета. Культура №4 (225)