Правозащитник, российский биолог Олег Орлов [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] прислал письмо в «Новую газету» из сызранского СИЗО.

Учёному ужесточили наказание, заменив штраф в размере 150 тыс. рублей на реальный срок из-за статьи, в которой он осудил политический режим, установившийся в России. Защита подала апелляционную жалобу на приговор. Правозащитник пока продолжает оставаться в следственном изоляторе. 

Один из сооснователей «Мемориала» (внесён в реестр «иноагентов») в конце февраля был осужден на 2,5 года по статье о «повторной дискредитации» армии из-за публикации «Им хотелось фашизма. Они его получили». Она вышла в середине ноября 2022-го во французском интернет-издании Mediapart, специализирующимся на политических расследованиях. На следующий день правозащитник опубликовал перевод статьи на русский в своих соцсетях.

В апреле Олега Орлова этапировали из московского следственного изолятора «Водник» в СИЗО-1 Самары до апелляции. О том, что его перевезут, ни супруге Орлова, ни его адвокату, ни самому правозащитнику не сообщили. Соратники Орлова узнали, что он в Самаре, из его письма. У правозащитника не было достаточно времени собрать вещи и подготовиться к этапу. Адвокат хотел посетить Орлова в самарском СИЗО, однако там ему сообщили, что 71‑летнего учёного этапировали в СИЗО-2 города Сызрань.

В письме из СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области Олег Орлов  рассказал о перелимите арестантов в московских тюрьмах, о том, как для заключённых тяжелы этапы в суды и обратно. Сейчас его поместили в блок особо контролируемых камер. Это двухместная, небольшая, но не слишком тесная камера. В ней два человека. В этом СИЗО, по словам учёного, вообще ни в одной камере нет перелимита заключённых. Из минусов – нет и не предвидится холодильника, радио и телевизора. Газет тоже нет. Ещё месяц не будет работать библиотека, так как работающая в ней сотрудница ушла в отпуск. Орлову передали две книги из другой камеры. Но их хватит ненадолго, правозащитник надеется на поступление новых книг. У учёного также скоро закончатся ручки.

Орлов сообщает, что кормили его в СИЗО-1 в Самаре и в СИЗО-2 в Сызрани вполне приемлемой  и иногда даже вкусной едой, как и казенной едой приемлемого качества и в других СИЗО, где он был (СИЗО-7 и СИЗО-5  в Москве).

Конечно, бывает, что есть нельзя – мерзкая вареная капуста (бывала в московском СИЗО-7). Конечно, по возможности все стремятся питаться чем-то из магазина. Но если приходится есть только казенное, как мне сейчас, то прожить вполне можно. Не хорошо, но все же приемлемо. – пишет Орлов.

Несмотря на тяжелый этап, правозащитник чувствует себя хорошо, сообщает «ОВД-Инфо».

[Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]
Находясь тут, я постоянно пытаюсь сам с собой обсуждать, как и что тут надо изменить, улучшить. Я бы сказал, что пока у меня сложилось впечатление (может быть, преждевременное – я ведь тут еще недолго), что есть три категории мер:
- есть то, что можно сделать просто и быстро,
- есть меры, которые требуют серьёзного финансирования,
- есть то, что требует изменений коренных: целей и задач пенитенциарной системы (последнее возможно только после изменений в политической системе нашей страны и потребует много времени, сил, ресурсов, в том числе интеллектуальных).
Говоря об изменениях, я имею в виду меры, направленные на права человека, – рассуждает Орлов.

Олег Орлов несколько десятков лет выступает против войн. Правозащитник рисковал жизнью в Будённовске, согласившись стать добровольным заложником, чем помог спасти более тысячи человек. 

Олега Орлова можно поддержать, отправив ему письмо при помощи сервисов «ФСИН-письмо» или «Зонателеком» по адресу: 446010, ул. Хлебцевича д. 1, Самарская область, г. Сызрань, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области.

Орлову Олегу Петровичу, 1953 г. р.