Губернская дума в лице партии власти боится выборов муниципальных депутатов по партийным спискам. Во всяком случае, комитет по местному самоуправлению рекомендовал к принятию  сразу в двух чтениях проект поправок в областной закон «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», позволяющий вводить исключительно мажоритарную избирательную систему.

Эту новость для ИА Засекин прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.

- Законопроект не вводит обязательность одномандатных списков, а, скорее, возвращает ситуацию к тем нормам законодательства о местном самоуправлении, которые существовали до партийных реформ Дмитрия Медведева. А именно выбор модели избрания, когда сочетание или не сочетание одномандатников с партийными списками отдаётся на усмотрение уставам муниципалитетов. И это, наверное, самый правильный вариант, если мы подразумеваем, что местное самоуправление в России вообще существует. Соответственно существуют какие-то возможности самостоятельно принимать решения о той или иной модели. Раньше в законодательстве такая возможность была, и в различных муниципалитетах по-разному ей  пользовались. Например, насколько я помню, в Саратове давно уже существуют выборы только по партийным спискам. В Тольятти была реализована смешанная модель ещё во время прошлого избирательного цикла. В Самаре одномандатная модель была. Нынешнее законодательство просто отменяет обязательность введения партийных списков в виде смешанной модели, либо в виде стопроцентно пропорциональной. Я принципиально не хочу рассматривать законодательство о местном самоуправлении, исходя из текущей политической конъюнктуры. Это весьма соблазнительно, поскольку это именно та дорожка, по которой можно очень далеко уйти. В этом случае законодательство вообще не будет выстраивать каких-то долгосрочных тенденций и направлений, а станет заложником текущей политической конъюнктуры. Если сейчас «Единой России»  выгодны одномандатные округа, то она продвигает одномандатную систему. Если завтра будет не выгодно, то она будет вводить партийные списки. Ровно такая же логика у многих других оппозиционных партий. Если они, ничего не делая в округах, имели шансы при партийной системе за счёт узнаваемого бренда и работы их «федеральных паровозов» проскочить на один-два места в парламент, то они выступают за партийные списки. Если у них есть сильные, узнаваемые в регионах и на территориях кандидаты, то они изображают из себя поборников демократии.

У меня подход совсем другой, я его сформулировал ещё до того, как стал депутатом и занялся политикой. У меня и докторская и кандидатская диссертации посвящены местному самоуправлению. Название докторской работы звучит как «Власть и общество в системе местного самоуправления России в 1977-2003 годах», а кандидатская посвящена земскому самоуправлению, дореволюционной модели. Я очень хорошо знаю, как работало отечественное самоуправление во всех своих моделях: земской, советской и муниципальной. Ответственно заявляю, что партийность разрушает местное самоуправление. И, на мой взгляд, партийных списков в местном самоуправлении быть не должно. Это органы, приближенные к населению, которые по своему функционалу на 90 процентов погружены в конкретные хозяйственные дела. Поэтому как никому не придёт в голову ставить вопрос о партийности слесаря, который чинит вам батарею, так не должна приходить в голову мысль о партийности какого-нибудь сельского или городского депутата.

Есть цитата, звучит она примерно так: Нет лейбористского и консервативного способа вывоза мусора с улиц. Можно сказать, что нет демократического и либерального способа вывоза мусора. Соответственно нет единороссовского и коммунистического. Я целиком поддерживаю все действия, связанные со снижением партийности в органах местного самоуправления вне зависимости от того, какой из политических партий это на данный момент выгодно. Конечно, будучи реалистом и политиком, а не только учёным, я понимаю, что о реальной беспартийности органов, которые будут избраны по одномандатным округам, при существующем административном партийном ресурсе говорить не приходится. Те Ивановы-Петровы-Сидоровы, которые пройдут персонально в парламент по одномандатным округам, мгновенно образуют фракцию «Единая Россия» и будут выполнять там то, что им спустят сверху из политсовета. Но, тем не менее, выбираются они персонально, и существует личная ответственность перед избирателями своего округа, которые могут их избрать или не избрать. И это приводит к системе хотя бы двойного подчинения депутата, в зависимости от избирателей и политической партии или финансово-промышленной группы, которая его выдвинула. На практике я был много раз свидетелем, когда при принятии каких-то решений интересы избирателей перевешивали партийные или интересы финансово-промышленных групп. И депутаты вынуждены были голосовать против непопулярных у народа решений или принимать какие-то решения, выгодные людям. Это заставляет их хоть что-то делать для людей и суетиться перед выборами. Хоть что-то из себя показывать. Когда депутаты оторваны от избирателей, пройдя по партийным спискам, то они зачастую даже на работе не появляются. Такая проблема существует. Если бы законодательство о местном самоуправлении было в моих руках, я бы пошёл дальше и не только вернул возможность проведения выборов по одномандатным округам на уровне местного самоуправления, но и запретил бы возможность проведения там выборов по партийным спискам. Я бы дал возможность общественным объединениям выдвигать своих кандидатов в депутаты наравне с политическими партиями. Я бы вернул избирательные залоги, которые позволили бы любому желающему участвовать в выборах в качестве кандидата, не боясь быть снятым избирательной комиссией, которая будет отсматривать твои подписи, а в случае неудачи залоги пополняли бы городскую казну. И я бы запретил создание партийных фракций в думах.