Самарская прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу «о мошенничестве в особо крупном размере с использованием служебного положения» на 4 миллиона рублей в отношении фаворита губернских властей, директора ООО «Самаратрансстрой» Сергея Суркова. В ближайшее время «дело Суркова» должно быть направлено в суд для рассмотрения по существу.

Уголовное дело по фактам мошенничества при строительстве подземных переходов в Самаре было возбуждено после того, как ликвидированный ныне Госфинконтроль Самарской области представилобщественности очередную порцию выявленных нарушений при расходовании бюджетных средств. На этот раз речь шла о нарушениях, выявленных при обследовании министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области и допущенных при строительстве подземных пешеходных переходов на Московском шоссе в Самаре в 2015-ом и 2016-ом годах. 

Службой государственного финансового контроля было установлено повсеместное разрушение и отслоение керамогранитной облицовки подземных переходов, разрушение остекления крыши (стекла триплекс) лестничных групп переходов, повсеместная коррозия металлических конструкций крыши, протечки крыши и отслоение лакокрасочного покрытия стен тоннельной части переходов. На одном из переходов было обнаружено отслоение керамогранитной облицовки стен на высоту до 4 метров, сопряжённое с риском обрушения облицовки и представляющее угрозу для жизни и здоровья людей.

Также выявлено, что региональным министерством неоднократно принимались и оплачивались работы, выполненные ООО «Самаратрансстрой» с использованием материала, не соответствующего проектной документации. Это касается керамогранита и греющих кабелей. В частности, в переходах около улицы Советской Армии и торгового центра «Империя»  использован нагревательный кабель Deviflex DTIP-18, а в актах о приёмке выполненных работ указан нагревательный кабель NEXANS DEFROST PIPE 20. Рыночная стоимость применённого греющего кабеля ниже стоимости греющего кабеля, отражённого в актах о приёмке выполненных работ, в 3,7 раза или на 3 миллиона 383 тысячи 700 рублей. Рыночная стоимость применённой плитки ниже стоимости материалов, отражённых в актах о приёмке выполненных работ, в 2,46 раза или на 479 тысяч 400 рублей. 

Кроме того, министерством транспорта и автомобильных дорог региона было допущено неправомерное использование бюджетных средств в результате несоблюдения требований к применению единичных расценок и норм ценообразования в строительстве в размере 1 миллиона 155 тысяч 600 рублей. Отметим и истраченные бюджетные средства в размере 4 с половиной миллионов рублей на проектирование подземного перехода в районе автовокзала «Центральный», от строительства которого Минтранс затем отказался.

По версии следствия, с которой согласилась прокуратура Самары, «директор ООО «Самаратрансстрой» в 2015 году, имея умысел, направленный на незаконное завладение и использование в личных целях бюджетных средств, принадлежащих Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, заключил с указанным Министерством государственный контракт на выполнение работ по строительству подземных пешеходных переходов, расположенных на Московском шоссе (от ул. Мичурина до АЗС №15 «Роснефть») в Самаре, не имея намерений по исполнению условий данного контракта в полном объёме. При выполнении работ подрядчик должен был использовать нагревательный кабель стоимостью 368,9 рублей (с учетом НДС 435,3) за метр. С учетом стоимости предусмотренного контрактом марки нагревательного кабеля Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области на расчётный счет ООО «Самаратрансстрой» перечислены 43 миллиона 53 тысячи 725 рублей 60 копеек в качестве аванса за строительство подземных переходов. После чего директор ООО «Самаратрансстрой» заключил с ООО «Электрокомплект» договор поставки нагревательного кабеля другой марки стоимостью 123,45 рублей (с учетом НДС 145,68 рублей) за метр. В акты выполненных работ по указанию директора были внесены заведомо ложные данные о применении более дорогого кабеля. Таким образом Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области причинён материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 3 миллиона 926 тысяч 571 рубль 60 копеек». Сам Сергей Сурков свою вину признавать отказывается.

Показательно, что компания «Самаратрансстрой», мало кому известная до прихода в губернию Николая Меркушкина и его министра транспорта и автомобильных дорог Ивана Пивкина, фактически в отсутствие конкурентов получает практически все дорогостоящие многомиллиардные государственные подряды в Самаре, включая ремонт Московского шоссе, который проводится с регулярными повреждениями водовода, оставляющими без воды свыше 70 тысяч человек, и улицы Ново-Садовой.

В конце июня 2017 года министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области после признанных несостоявшимися аукционов решило подписать ещё два контракта на ремонт Красноглинского шоссе от моста через реку Сок до Волжского шоссе с единственным участником двух конкурсов Обществом с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой».

Начальная стоимость первого контракта - 480 миллионов 32 тысячи 201 рубль, второго - 618 миллионов 354 тысячи 270 рублей. Срок окончания работ общей стоимостью 1 миллиард 98 миллионов 386 тысяч 471 рубль – до 15 сентября 2018 года. То есть отремонтированное полотно Красноглинского шоссе должно быть сдано в эксплуатацию уже после чемпионата мира по футболу.

Отметим, что завершение реконструкции Московского шоссе будет осуществляться в авральном режиме. Помимо доморощенного подрядчика, ООО «Самаратрансстрой», губернские власти намерены привлечь к дорожно-строительным работам студенческие отряды.

С таким заявлением выступил министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин. «Работы тормозит перекладка инженерных коммуникаций. Она затягивается из-за того, что документация была подготовлена некорректно. Ещё подрядчику пришлось переделать несколько участков. В августе, сентябре и октябре 2017 года нам, скорее всего, придётся сильно уплотниться. С благоустройством и тротуарами придется работать с колёс. Может, будем привлекать даже студенческие отряды для выполнения работ, связанных с ручным трудом», – цитирует Пивкина портал 63.ru.

Напомним, что 6 сентября 2015 года ООО «Самаратрансстрой» вторично был назван победителем торгов по определению подрядчика на реконструкцию Московского шоссе от проспекта Кирова до выезда из областной столицы. Завершить дорожную реконструкцию и работы по благоустройству необходимо к 1 декабря 2017 года.

Согласно конкурсной документации, ООО «Самаратрансстрой» обязано выполнить работы на этом участке за 6 миллиардов 633 миллиона 705 тысяч бюджетных рублей, хотя его конкурент в лице «Салини Импреджило С.п.А» собирался довольствоваться суммой в 6 миллиардов 167 миллионов 355 тысяч рублей.

Как писал «Засекин», 11 августа прошлого года Федеральная антимонопольная служба отменила результаты первого аукциона, в котором в июле «Самаратрансстрою» в «конкурсных баталиях» также противостояла известная итальянская фирма «Салини Импреджило С.п.А» из Милана, заявившая сумму контракта почти на полмиллиарда меньше, чем самарская компания. Однако конкурсная комиссия во главе с заместителем министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Александром Ликомаскиным предпочла известному в Европе подрядчику доморощенный «Самаратрансстрой», который предложил выполнить все работы за 6 миллиардов 633 миллиона рублей.

Как информировал «Засекина» директор Российского филиала акционерного общества «Салини Импреджило С.п.А» Андреа Тулли, годовой оборот этой компании равен 4 миллиардам 200 миллионам евро, а портфель заказов – 32 миллиардам 400 миллионам евро. За сто с лишним лет своей истории итальянская компания построила 36 500 км дорог и магистралей, 330 км мостов и путепроводов, 230 плотин и гидроэлектростанций, 6 730 км железных дорог и 375 км линий метро. «Салини Импреджило С.п.А» работает в 50 странах мира, в том числе и в СНГ.

Итоги первых торгов были отменены по жалобе «Строительной компании «Атлант». Представители «Атланта» заявили, что при проведении конкурса были допущены серьёзные нарушения. К примеру, установленный в технической документации размер аванса превышал размер обеспечения исполнения контракта, что противоречит соответствующему законодательству. Также в конкурсном задании указывались уже недействующие нормативы.

Подготовил Генрих Крессель