Очередной уже тридцать девятый и неизменно традиционный «Грушинский фестиваль» последние шесть лет традиционно является и мишенью для горьких сожалений, иронических эскапад, этических склок и эстетических разногласий. Впрочем, речь идёт теперь, к сожалению, тоже уже совершенно привычно о двух фестивалях - о собственно Грушинском фестивале и фестивале авторской песни «Платформа».

Увы, но весёлые и смешные метафоры, аллегории и ассоциации в нашем случае, как бы их в публицистическо-пафосном раже не пытались использовать все заинтересованные и просто любопытные стороны, - не работали и работать не будут.

Произошедший раскол (раздор, скандал, склока) отнюдь не исчерпывается цитированием гоголевского текста «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и называниями двух субъектов конфликта клонами и поссорившимися сиамскими близнецами. Даже трезвый и циничный диагноз произошедшего, как конфликта коммерческих интересов и моральных амбиций, далеко не исчерпывает суть этого негативно знакового и симптоматичного для постсоветского сознания противоборства.

Вкус гнилого скандала обкусанной с двух сторон Груши демонстрирует корыстный идиотизм и интеллектуальную беспочвенность «российского государственного капитализма». Регистрация торговой марки и претензии на обладание авторским и коммерческим правом на то, что возникло - до известной и непререкаемой степени - как социально-природное явление выглядит в культурологическом и историческом контексте абсурдно и дико. Глупо и тупо.

Название (культурный топоним) «Грушинский фестиваль («Груша») находится в том же дискурсивном пространстве, что и «Жигулевские горы», и «Самарская Лука». Однако законодательных оснований считать самодеятельно возникшее, советское «языческое» и культурно-социальное карнавальное явление, известное всему миру как фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина, общественным достоянием тоже нет. У нас в законе нет даже такого юридического термина – «общественное достояние». Зато конкретное (отчасти уже мифологическое) природно географическое место принадлежит конкретным собственникам.

Очевидно, что фестиваль, который с 2006 года «выселен» с Мастрюковских озер на Федоровские луга обладает бОльшим первородством, ибо продолжает первоначальную песенно-конкурсную и гражданско-эстетическую линию. Но есть ли у Грушинского клуба во главе с уважаемым Борисом Кейльманом право на монополизацию де-факто ритуального события, которое давно уже стало международным символом и песенно туристическим «магнитом» Самары и Тольятти?

Столь же смехотворна и позиция «конкурентов» кейльмановского кружка. Откуда «свалился» арендатор фестивального полигона в лице научно-производственный фирмы «Мета»? Я не имею в виду фактологию происхождения этой фирмы, изгнавшей "исторических организаторов" из известного всему поющему под гитару трогательные щемящие песни человечеству мастрюковского ландшафта со знаменитой горой и озерами. Я об отсутствии культурно-ментальной вменяемости у приватизаторов едва ли не главного регионального бренда, соревнующегося по феноменальности с американским битническим Вудстоком и шотландским театральным Эдинбургом.

С какой стати племянник Валерия Грушина и замечательный космонавт в роли «свадебного» генерала Георгий Гречко становятся аргументами в этой бессмысленной и сюрреалистически комической борьбе? Только Гречки в Самарской области и не хватает в роли покровителя бардовских муз…

И почему городские власти взяли сторону организаторов «Платформы» (не путать с гениальным романом Мишеля Уэльбека)? Нет, я не к тому, чтобы они поддержали хранителей «первоначального бардовского братства и песенства» Кейльмана и его команду. Но неужели они не понимают, что единственное уникальное социально-культурное явление без преувеличения международного масштаба, деградирует и исчезает с карты Самары и Самарской области?

Смешны и попытки помирить два фестивальных «лагеря» с помощью сочувствующих одной из сторон конфликта представителей самарской городской власти. Груша возникла как самодеятельное неформальное детище научно-технической советской интеллигенции, и его судьба должна решаться максимально представительным общественным форумом. Причём, общероссийским или даже международным. Ведь Груша – это, конечно, сотни тысяч загорелых интеллигентов, студентов и опростившихся чиновников. Но это и неотвратимо Визбор, Городницкий, Берковский, Анчаров, Васильев, Ващуки, Егоров, Клячкин, Митяев, Хомчик, Иващенко, Ланцберг, Кукин, Никитины и прочие, не менее любимые.

Грушинский фестиваль, чтобы не говорили ироничные критики (и я в их числе) туристическо-бардовской эстетики и умиленного сентиментального экзистенциализма, стал уникальным неофольклорным и неокарнавальным событием, на которое съезжались одновременно свыше двухсот тысяч человек. А гуманитарно-этический пафос и самоорганизация позволили говорить о Груше как о заповеднике гражданского общества задолго до всех оккупаев. На наших глазах Самара (равно как и Тольятти) теряет, то есть откровенно и невменяемо «сливает» единственный на самом деле туристический и метакультурный бренд и символ региона…

Глеб Райт

Р.S. В преддверии очередного «двухголового фестиваля», возникшего после раскола знаменитой Груши, портал Засекин.Ру обратился ко всем «виновникам грушинского конфликта», а также известным деятелям культуры и политикам с просьбой дать свою экспертную и максимально объективную оценку этому разрушительному и унизительному противостоянию.