Политика

Антропология губернаторства

Нефранцузское будущее русского директора Комарова

Антропология губернаторства

 Почти год назад губернатором Самарской области был назначен бессменный глава республики Мордовия Николай Меркушкин. Команда прежнего губернатора Владимира Артякова моментально стала сдавать свои позиции не только в политике, но и в крупных региональных бизнес-проектах. Местные элиты, оставшиеся после артяковских зачисток, также начали «съеживаться». Процесс затягивания поясов в их представлении всё больше напоминал затягивание удавки. Мечты об очередном новом губернаторе стали обсуждаться уже спустя пару месяцев после назначения г-на Меркушкина. А в последнее время в качестве потенциального преемника все чаще всплывает имя Игоря Комарова. Губернаторские амбиции у топ-менеджера АвтоВАЗа, судя по всему, действительно имеются.

 

HomoМеркушкин

 

Проценты и пороги – это то, что надо демонстрировать и преодолевать руководителям регионов для того, чтобы доказывать свою дееспособность и политическую потенцию. Владимир Артяков, будучи губернатором Самарской области, показал рекордно низкие результаты «Единой России» на выборах в государственную и губернскую думы. Так он перешел точку невозврата, после которой в его способность контролировать региональную элиту перестали верить как в Самаре, так и в Москве. Местные «олигархи» уже готовились к выборам губернатора, но вариант при котором руководителем территории мог стать Дмитрий Азаров, являющийся протеже группы «Волгопромгаз», не устроил Кремль. В последний момент руководителем территории был назначен глава Мордовии Николай Меркушкин.

Главными его преимуществами перед всеми потенциальными конкурентами оказалась безусловная лояльность Владимиру Путину и сказочные проценты «Единой России» в его родном регионе. По всей видимости, именно результат «Единой России» и приведение к общему знаменателю региональных элит и станет главным критерием эффективности Николая Ивановича в Самарской области. Справится ли новый губернатор с этой задачей, связано с очень многими факторами. Большая часть из них, увы, не зависит от г-на Меркушкина. Рычаги управления политическими процессами в Тольятти на сегодняшний день находятся в руках двух человек – мэра города Сергея Андреева и президента группы компаний АвтоВАЗ Игоря Комарова. Их интересы – не так просты и прозрачны, как мокшанский узор.

- Сергей Игоревич, задача – 55% для «Единой России» в сентябре, - голос губернатора, как утверждают близкие к Сергею Андрееву чиновники, был тверд. Как мэр может отказать руководителю региона? Приказы не обсуждаются!

На встречах в трудовых коллективах, которые Николай Иванович проводит сейчас в Тольятти, по два-три часа стоя на ногах, без бумажки, тон был более мягкий и добрый:

- Если вы не поможете мне, то я ничего не смогу сделать…

Искренность, доверительность и открытость, особенно на фоне прежнего главы региона, не может не подкупать. Люди «должны» голосовать за «Единую Россию», и губернатор для этого готов использовать весь свой личный авторитет и обаяние.

 

Андреев sapiens

 

Сергей Андреев – личность сложная и неоднозначная, клубок противоречий. «Декабрист» и друг Михаила Прохорова, традиционный оппонент «партии власти» и ставленник групп влияния в администрации Владимира Артякова, пользовался поддержкой экс-вице-губернатора, ныне главного федерального инспектора по Самарской области Алексея Бендусова и депутата Госдумы Александра Хинштейна. «Ренова», «Волгопромгаз», а также местные либерально настроенные бизнесмены – пул поддержки г-на Андреева. А еще он – «мэр, которого ждали». Как со всем этим жить?

Будучи всенародно избранным мэром, он сильно зависит от областных властей и дотаций из регионального бюджета. Находясь «между умными и красивыми», ему нужно выполнять указания губернатора и обеспечивать процент «Единой России» любой ценой. Однако укомплектованная отборными единороссами городская дума гарантирует г-ну Андрееву почти полную несамостоятельность и, в перспективе, отмену всенародных выборов градоначальника. Не самая радужная перспектива для действующего мэра. В случае введения института сити-менеджеров у Андреева остаётся не так много сценариев развития карьеры. Сейчас наиболее вероятным представляется его переизбрание на ещё один мэрский срок. Второй сценарий – Сергей Андреев уходит в Москву и включается в партстроительство «Гражданской платформы» Михаила Прохорова. Сценарии ухода в то или иное федеральное министерство выглядят пока как несмешная шутка.

 

Комаров erectus

 

Судьба «мэра, которого ждали» во многом зависит от действующего главы градообразующего предприятия Тольятти. Игорь Комаров – председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», человек Сергея Чемезова, близкий друг Михаила Прохорова (весь Рунет обошла фотография их совместного отдыха в Куршевеле). Когда «Ростехнологии» отдали контроль над АвтоВАЗом французскому Renault-Nissan, перед г-ном Комаровым также замаячил карьерный вопрос. Французы, по мнению наблюдателей и экспертов, поставят в руководство завода собственных менеджеров. Иностранцы в России занимаются экономикой, наши же бизнесмены привыкли бизнес совмещать с политикой.

- Нужно быть объективным, Комаров – трудоголик, - рассуждает социолог Сергей Дьячков. - Но он человек, которого назначили наши дельцы. А французы, которых и так ростехи крепко прикладывали на лопатки, поняли, что вложив в завод столько денег, надо браться за рычаги управления. Французы понимают, что и Комаров, и любой другой ставленник с нашей стороны будет ловкачить в свою пользу. У французов свои интересы, они занимаются бизнесом.

10 января 2013 года закончилось формирование участковых избирательных комиссий.  В распоряжение Засекин.Ру оказались списки состава УИКов Тольятти, Ставропольского района и ряда других территорий Самарской области. Обращает на себя внимание большое количество представителей группы АвтоВАЗ и аффилированных  к заводу структур, делегированных, к слову, не только по месту работы и от партии «Единая Россия»… Это как менеджеры, так и люди, работающие на конвейерах. Вряд ли французских собственников АвтоВАЗа интересует самарская региональная политика и тем более Тольяттинская городская дума. Этот политический интерес исходит скорее не от французов, а от одного молодого, перспективного и успешного менеджера Игоря Комарова.

- Комаров явно будет востребован и на других позициях. Это человек со светлой головой, и АвтоВАЗ был отличным трамплином для него. Вполне реалистично, что он уйдёт в федеральное правительство, - заявил в интервью порталу Засекин.Ру экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, миноритарный акционер предприятия Юрий Целиков.

Об этом многие говорили. Но кто освободит место для Комарова в уже сформированном федеральном правительстве? Здесь слишком много условий и условностей, которые не зависят от самого Комарова. А значит, этот сценарий нельзя рассматривать как стратегический.

- Комаров последует по стопам своих предшественников и будет пристроен в одно из предприятий г-на Чемезова, - считает Сергей Дьячков. - При всём моём негативном отношении к Комарову, я могу сказать, что он очень хороший управленец, профессиональный менеджер и пойдёт в руководство. Думаю, Чемезов освободит для него какое-то из близких к себе кресел.

Комарову, после того, как он руководил крупнейшим предприятием автомобильной отрасли в России, вряд ли покажется привлекательным кресло какого-нибудь зама или главы небольшой структуры. Директорские же кресла сколько бы то ни было крупных структур давно и надёжно заняты.

Карьера Комарова может быть политической. Для этого, конечно, нужны ресурсы, и они у него есть. Друг Прохорова и ученик Ясина может занять депутатское кресло, если «Гражданская платформа» получит представительство в Госдуме, о чём наперебой говорят московские политологи. Тольятти в этом случае – плацдарм. Партия должна хотя бы преодолеть 5%-ный барьер и быть допущенной до распределения мандатов. Это может стать первой победой ГП в России. А это ключик либо к депутатству, либо к высоким чиновничьим должностям.

- В роли публичного политика, я его, честно говоря, не вижу, - рассуждает Юрий Целиков. - Он достаточно прогрессивный, думающий менеджер. Ну не могу представить, как он, например, вручает Депардье ключи от квартиры в Тольятти...

Сергей Дьячков проводит аналогии: «Если вспомнить историю московских варягов на АвтоВАЗе, Есиповский был губернатором Иркутской области, Артяков тоже побывал губернатором».

Заведующий кафедрой социологии и политологии СамГУ Евгений Молевич отлично представляет Игоря Комарова в кресле руководителя региона. «Хотя параллель с Артяковым и компрометирует Комарова, - рассуждает профессор, - не исключено, что Комаров пойдёт по его пути и займёт кресло губернатора Самарской области, сместив на этом посту Николая Меркушкина.  Именно при Комарове были преодолены те неприятности АвтоВАЗа, которые оставил Артяков и его приемник Алёхин. При Комарове завод пошёл вперёд: это и переоборудование завода, и договорённости с французами, и аутсорсинг – это оптимизация работы завода, современные методы управления. Если судить по этому, губернатором он будет хорошим».

 

La Vita Nuova

 

«Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным» - это из Конституции. Согласно новым поправкам в избирательное законодательство, даже на должность губернатора!

Для этого надо только, чтобы какая-либо партия выдвинула соискателя в качестве кандидата, а депутаты муниципальных собраний представителей одобрили его кандидатуру.

Но неужели Игорь Комаров будет ждать ещё четыре года, пока истечёт срок полномочий Николая Меркушкина?

Задача Николая Меркушкин в Самарской области, как отмечает подавляющее большинство экспертов, наблюдателей и действующих политических акторов, не столько в решении экономических проблем, сколько политических. Высокий уровень протестных настроений, и в первую очередь в Тольятти, надо сбивать. А процент «Единой России» - наращивать. Те самые 55%, которые он обозначил «декабристу» Андрееву.

Есть лишь два способа решить эти задачи: сформировать реальную популярность «партии власти» среди населения, и «подкорректировать» результат с помощью так называемых административных технологий. Для использования административных технологий нужен контроль над администрацией города (рычаги: бюджетники, контроль над наружной рекламой, рекламой в лифтах, на остановках общественного транспорта, подъездах и т.п., ресурс ТОСов и управляющих компаний), а также контроль над участковыми и территориальными избирательными комиссиями, где сидят уже упомянутые выше сотрудники группы компаний АвтоВАЗ.

Таким образом, результаты «Единой России» в Тольятти, а вместе с ними оценка эффективности Николая Меркушкина в виде рычагов избирательных комиссий и ресурсов мэрии оказались в руках Игоря Комарова и Сергея Андреева.

Комаров и Андреев - друзья и соратники. Они оба заботятся о своей карьере, и тому и другому не выгодна сильная «Единая Россия» в Тольятти. А еще… Игорь Комаров гораздо понятнее и ближе региональным бизнес-элитам, чем мордовский ставленник Москвы Николай Меркушкин.

«Единая Россия» - не такая уж и единая. Настроение депутатов, местных, выросших непосредственно на земле самарской, во многом зависит от исконных её управителей – финансово-промышленных групп, в первую очередь, газовиков и, конечно, «Волгопромгаза» во главе с Владимиром Аветисяном, Олегом Дьяченко и Андреем Кисловым.

Хорошо объясняет суть происходящего профессор Молевич: «Для газовиков смена губернатора – это вопрос жизни и смерти. Меркушкин не устраивает группу «Волгопромгаз», что компания не очень скрывает. С руководством АвтоВАЗа у Аветисяна конфликтов не было, и с Комаровым отношения гладкие. Если бы губернатор сменился, Дмитрий Азаров был бы счастлив. Для него это огромный шанс, потому что его сегодня непрерывно прессуют с подачи Меркушкина. Для Азарова смена губернатора – это благо. Андреев находится в таком же положении».

Аветисян, Азаров, Андреев – всё это люди, так или иначе связанные, и Комаров для них – фигура близкая, понятная, дружественная. В этой компании царит почти полная идиллия. Единственная помеха для укрепления и роста этой финансово-политической гармонии – Николай Меркушкин.

 

 

Елена Вавина

    10 апреля 2013, 13:14 3888 0

    Теги: Сергей Дьячков, Владимир Артяков, Дмитрий Азаров, Николай Меркушкин, Владимир Путин, АвтоВАЗ, Единая Россия, Михаил Прохоров, Юрий Целиков, Евгений Молевич,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше