В Самаре на площади имени Куйбышева 9 мая 2017 года состоялся военный парад, посвящённый семьдесят второй годовщине Великой Победы. Помпезно-дежурное мероприятие во главе с губернатором спасло от натужности и костюмированного милитаризма сорокаминутное шествие «Бессмертного полка». Десятки тысяч горожан самых разных возрастов в своих собственных человеческих одеждах неторопливо прошли вдоль театра оперы и балета с портретами дедушек и бабушек, а нередко уже прапрадедушек и прапрабабушек, обречённых стать участниками самой страшной войны в истории человечества. После песни Яна Френкеля и Расула Гамзатова «Журавли» хотелось тишины. Лучше бы это шествие не сопровождали маршеобразные заказные песни с наспех сочинёнными графоманскими текстами, льющиеся из динамиков. Нет ничего громче живой памяти, если, конечно, она жива. А если тишина так пугает организаторов официального сплочения, то пусть бы звучали настоящие мелодии «сороковых-роковых» лет. Портреты героев и жертв беспощадной войны над головами потомков неизбежно напоминают о похоронах. Бесконечных и неисцелимых. Потому что кроме армии массового истребления, кроме войск нацистcкой Германии был ещё и бесчеловечный сталинский режим, были десятки миллионов неоправданных жертв. После немецких концлагерей был ГУЛАГ для наших военнопленных, а за два года до войны были пакт Молотова-Риббентропа и раздел Польши. Но акция «Бессмертный полк», родившаяся без всяких указаний сверху, а затем присвоенная и заорганизованная властью, всё равно остаётся единственным оправданием нынешних парадов…

Уже через несколько минут после завершения скорбного наперекор всем маршам шествия «Бессмертного полка» пресс-служба губернатора Самарской области поспешила поделиться главными итогами «праздничных мероприятий» и закидала редакции изданий передовой патриотической статистикой. По данным подчинённых Меркушкина, «более 500 тысяч жителей региона приняли участие в торжествах в честь 72-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне». 50 тысяч человек собрались на улицах Самары до парада, пять тысяч приняли участие в военном параде, 30 тысяч заняли места на трибунах, 45 тысяч граждан прошли в колонне «Бессмертного полка», моментально подсчитали губернаторские статисты-статистики. Цифры, цифры, цифры…

Собственно больше об этом мероприятии сказать и нечего. Самым молодым непосредственным участникам войны уже 90 лет. Несколько десятков ветеранов привезли к центральной трибуне на ретро-автомобилях. Над Самарой светило яркое солнце. Было тепло, но не жарко. Главную праздничную колонну от площади Славы возглавил Николай Меркушкин. Он же, после того как временно исполняющий обязанности командующего 2-ой гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии, генерал-майор Геннадий Жидко принял парад, зачитал по бумажке поздравительную речь. «Более полумиллиона жителей Куйбышевской области ушли на фронт. Каждый второй не вернулся с войны», - произнёс Меркушкин, привязанный к заранее написанному тексту и поэтому избавивший слушателей от своих традиционных оговорок и оговоров.

Перед выступлением губернатора прозвучала «Вставай, страна огромная» в исполнении оркестра самарского гарнизона. Знамённая группа вынесла копию Знамени Победы. А потом двинулись по площади праздничные боевые расчёты подразделений 2-ой армии, барабанщицы в гусарско-драгунских нарядах в стилистике советских мюзик-холлов, расчёты МВД, МЧС и Росгвардии, бронеавтомобили, уазики, танки Т-72, БМП-2, самоходные гаубицы, БТР-82А, системы залпового огня «Град», реактивные системы залпового огня «Ураган», ракетные комплексы «Искандер-М», зенитно-ракетные комплексы… Над площадью появились два вертолёта Ми-8 со знаменем Победы и флагом России и два бомбардировщика Су-24.

Военно-патриотический клуб адвоката Паулова продемонстрировал заполненным двадцатитысячным трибунам восстановленную технику военных времён: мотоциклы К-750, американские ленд-лизовские внедорожники «Доддж» и «Виллис», отечественные «газики» и «зилы». В небе эти картинки с выставки прикрывал исторический биплан По-2.

В начале двенадцатого на больших экранах показали обращение президента России Владимира Путина, который среди основных причин «чудовищной трагедии» назвал расистскую идеологию нацистской Германии и разобщённость ведущих государств мира. В Москве в День Победы было пасмурно и зябко.

Застучал метроном. Наступила минута молчания.

Губернатор Меркушкин с портретом своего дяди спустился в изголовье колонны «Бессмертного полка».

Вслед за пронзительными «Журавлями» зазвучал напыщенный официальный гимн теперь уже официального движения «Бессмертный полк» на музыку Максима Дунаевского и слова Марии Левашко. «Бессмертный полк, ты будешь жить веками. Бессмертный полк - Победы нашей пламя. Бессмертный полк бессмертен рядом с нами. Бессмертный полк! Бессмертный полк!».

Трибуны опустели. По площади пошли просто люди с портретами своих родных и близких. Много живых людей с портретами погибших и умерших героев и жертв…

Сергей Лейбград

Фото Гора Мелконяна