Культура

Мифореальность галерейной Самары

Актуальное самарское искусство в поисках места

Мифореальность галерейной Самары

На рубеже третьего тысячелетия казалось, что ещё немного и Самара станет городом, где актуальное искусство перестанет быть экзотикой. За «Европейскими днями в Самаре» последовали Ширяевские биеннале, за одной галереей современного визуального искусства появлялась другая: культурный центр «Арт-пропаганда», галерея «XI комнат», «Арт-центр», галерея «Виктория». А затем процесс остановился и даже двинулся в обратную сторону. Засекин.Ру попытался разобраться, что по-прежнему живо, а что безвозвратно кануло в Лету. И есть ли в амбициозном миллионном городе хотя бы одно постоянно надёжное место для актуального самарского искусства?

Имиджевые проекты

Культурные центры «Арт-пропаганда» и «Арт-Центр» создавались как имиджевые проекты. Так, «Арт-пропаганда» появилась в 2008 году и финансировалась «Газпром трансгаз Самара». В свою очередь, городская администрация предоставила помещение на ул. Куйбышева, 68/70. «Арт-пропаганда» позиционировалась как место, соединяющее в себе все формы современного искусства. Арт-директором центра стал Михаил Савченко. За трехлетний период существования здесь прошло более 100 выставок. В определённый период времени «Арт-пропаганда» была одной из самых популярных площадок в Самаре. Сюда на встречу с самарскими актуальными писателями и художниками приезжал Марат Гельман, совместно с журналом «Сноб» здесь состоялся концерт скрипачки Елены Ревич,  самарские, московские, питерские поэты читали здесь свои постмодернистские стихи. На этой площадке проходили спектакли, кинопоказы, концерты, поэтические вечера, арт-базары. Ирина Саморукова, Сергей Лейбград, Георгий Квантришвили читали здесь свои постмодернистские и историко-просветительские лекции. Некоторое время в «Арт-пропаганде» функционировала «Школа авангарда», руководил которой художник Владимир Логутов. Четырехмесячный курс состоял из лекций по теории, истории и философии искусства, мастер-классов. Лекции и мастер-классы проводили искусствоведы, критики и художники Наталья Гончарова, Константин Зацепин, Андрей Сяйлев, Алексей Зайцев, Андрей Чежин.

К 2010-му году интерес «Газпрома» к «Арт-пропаганде» начал угасать.  Появился мало кого привлекший  проект «Зерно». Его участники - студенты и аспиранты  самарских вузов - должны были проводить уроки и факультативы в школах Самары. Запуск проекта совпал с предвыборной компанией, в которой участвовал местный «Газпром», и был анонсирован сыном экс-главы ГТС Олега Степаненко Романом, на тот момент куратором «Арт-пропаганды». Но проект быстро затух, никакого зерна в себе не прорастив.  Михаил Савченко, в свою очередь, ушел из «Арт-пропаганды» работать сначала в «Культурный альянс» Гельмана, а потом в областное Министерство культуры. Роман Степаненко был избран депутатом в Самарскую городскую думу, потеряв дальнейший интерес к развитию центра.

Если «Арт-пропаганда» была проектом «Газпрома», то «Арт-центр» создавался на фоне строительства нового жилого микрорайона. В сентябре 2009 года ООО «Самара-центр», подконтрольное  самарскому бизнесмену, главе «СПЗ-Групп» Александру Швидаку, анонсировала проект комплексной застройки на территории бывшего подшипникового завода. Тогда же в старых дореволюционных казармах, а затем в раздевалках и спортзале стадиона «Торпедо-4» появился и «Арт-центр».

Арт-центр создавался  как универсальная площадка, где должны были регулярно проходить художественные выставки, семинары, конференции, чтения и кинопоказы. За весь период существования в центре прошло 4 сезона, а 25 апреля этого года выставкой «Sine cura» открылся пятый. На выставке  были представлены работы художников группы «ЧЖНС» -  Андрея Дериглазова, Дмитрия Кадынцева и Валентина Зимина. А сейчас там проходит часть фестиваля современного  искусства «Улица как музей, музей ка улица» и работает выставка «Диалог с техногенной реальностью»,  на очереди проекты «Автопортрет+», «Идентификация» творческого коллектива «Куб», выставка художника Олега Елагина и арт-ярмарка «Art-Sale`ы».

Однако из-за отсутствия в здании отопления центр работает только в период с мая по сентябрь, поэтому назвать его регулярно действующим выставочно-галерейным пространством с постоянной экспозицией сложно. К тому же в последнее время Арт-центр всё чаще используется для рекламно-коммерческих и промышленно-экспозиционных выставок и семинаров.

Частные галереи

Регулярнее функционирует выставочное пространство «Арт-холл Татьяны Саркисян». Арт-холл появился два года назад вместо галереи «Солярис». Находится он на улице Лесной, 33, на первом этаже галереи бутиков «Ладья». С 25 апреля по 5 мая «Арт-холл» совместно с Арт-центром проводил выставку группы художников ЧЖНС. 15 мая на территории арт-холла откроется новая выставка художника Айрата Трегулова «Животные. Женщины».

«В следующем году в «Арт-холле» планируется провести выставку работ Рустама Хамдамова и Георгия Пенхасова. Возможно, совместно с  «Домом актера» будет сделан фестиваль», - говорит руководитель «Арт-холла» Татьяна Саркисян.

Следующая частная галерея – «Виктория». Она была основана в 2005 году под патронажем председателем правления ОАО «Новатэк» Леонида Михельсона. Сейчас это, наверное, одна из самых продолжительно существующих в Самаре площадок. В «Виктории» экспонируются как классики авангарда XX века, так и современные мастера, проходят творческие вечера и фестивали. 10 мая 2013 года там состоялся творческий вечер композитора-минималиста Владимира Мартынова. 16 мая в «Виктории» стартует  проект инсталляций «Пещера снов», созданный художниками группы «Лето»: Яковом Кажданом, Ириной Кориной, Максимом Илюхиным, Ксенией Перетрухиной и Натальей Стручковой.

Творческая лаборатория

Помимо коммерческих проектов, в Самаре непродолжительное время существовали и творческие лаборатории. Таковой вполне может считаться галерея «XI комнат». Она была создана в 2007 году группой студентов Самарского архитектурно-строительного  университета. Одна из участниц -  Анастасия Альбокринова - нашла подвальное помещение на улице Вилоновской (рядом с магазином Л`Этуаль)  и стала куратором «XI комнат». По мнению художника Сергея Баландина, это было пространство, свободное для экспериментов,  большинство выставок которого связано именно с групповым и коллективным творчеством.

« Мы делали здесь то, чего не могли сделать в любом другом месте - реди-мейды, неподцензурные и радикальные перформансы»,- говорит он.

Одна из первых выставок представляла собой набор найденных вещей. Вещи без хозяев, вещи, застрявшие во времени. Почти как музей неполученных посылок в Париже, в который поклонница однажды посоветовала сходить Беккету, а тот вежливо отказался. Чей-то старый семейный фотоальбом, огромный портрет  Ленина с царапиной на щеке, похожей на слезу - все это было найдено художниками на свалках и развалах, а затем превращено в объекты искусства.

В галерее «XI комнат» выставлялось большинство «новых» самарских художников, в том числе Владимир Логутов, Сергей Баландин, Фрол Весёлый, Неля и Роман Коржовы. Галерея просуществовала два года, а потом интерес к ней стал падать как у зрителей, так и у самих участников. Многие из них к тому времени уже закончили университет и выросли из этого пространства, перейдя в другие. Например, в только тогда появившуюся «Арт-Пропаганду».

В итоге хозяин «одиннадцатикомнатного» помещения, до сих пор предоставлявший его художникам бесплатно, сдал комнаты в аренду фотостудии.  От некогда знаковых «XI комнат» сохранилась только вывеска, висящая над входом в подвал. Однако в некотором роде галерея все еще продолжает существовать. Сейчас официально «XI комнат» - это помещение в офисном центре "Биг Бен" на 10 этаже. Здесь располагается студия «Mono» художника Анатолия Гайдука и многие участники «комнат» продолжают там работать.

Официальные галерейно-выставочные пространства

Галерея «Новое пространство» возникла по инициативе областного министерства культуры. Заявленная цель - создать региональную арт-площадку для проведения выставок современного искусства и фотографии, концертов, театральных постановок и мастер-классов. Расположилась она в здании областной библиотеки, в корпусе на проспекте Ленина, 1. Однако мероприятия «Нового пространства» проходят практически незамеченными и, за редким исключением, большого интереса не вызывают.

Однако стоит отметить особо поэтические вечера в этой галерее. К примеру, «Поэтический ринг» между командами «Сбербанка» и «Трансгаза». Все это скорее напоминает эдакий школьный КВН между старшеклассниками или производственный капустник. Участники вдохновенно рифмуют «кровь» и «любовь», сочиняют акростихи из названий своей компании и читают собственные опусы под аплодисменты коллег и родственников. «Соц-арт» одним словом, не знающий, что он «соц-арт»…

На этом, пожалуй, и все. С одной стороны, перечисленных галерей вполне достаточно. Как ни печально, но они пока соответствуют интенсивности художественно-культурной жизни «вменяемых авторов» contemporary art. А вот многофункционального центра современного искусства с постоянной экспозицией, подобного московскому «Винзаводу», в Самаре нет. Нет и творческих мастерских, ориентированных на некоммерческое современное искусство. Можно, конечно, вспомнить амбициозный проект архитектора Дмитрия Храмова по созданию крупного культурного центра на территории бывшего мукомольного завода, но он так и остался только проектом, потому что слишком зависел от политиков и государства.

Была инициатива создать Самарский дом фотографии с несколькими залами разной направленности и постоянно действующей экспозицией, но и она не была реализована из-за отсутствия финансирования…

Мария Осина

Репродукция работы Владимира Логутова «Структурированное пространство» (2012)

 

    13 мая 2013, 17:29 4697 0

    Теги: Самара, современное искусство, contemporary art, галерии, арт-центр, арт-пропаганда, фестивали, выставки, проекты,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше

      Анна Якушева

      Присвоение власти

      Юрий Сенокосов

      Послание родителям

      Екатерина Маяковская

      De mortuis aut bene, aut nihil

      Екатерина Маяковская

      Благополучные и недолюбленные

      Ольга Служаева

      Искусство наблюдать

      Всеволод Емелин

      За Собчак