Экономика

Дмитрий Яковенко: «Не радужные перспективы на ближайшие полгода у нас»

Дмитрий Яковенко: «Не радужные перспективы на ближайшие полгода у нас»

О том, как Самарская область пережила экономический кризис, что делал Владимир Артяков для поддержания экономики, как может повлиять на неё Николай Меркушкин и чем грозит продажа АвтоВАЗа компании Renault, экспертному порталу Засекин.Ру рассказал президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов», исполнительный директор «Самарской гильдии финансистов» Дмитрий Яковенко.

Мировая практика повторилась в самом худшем выражении

- Дмитрий Анатольевич, как Вы оцениваете состояние экономики региона за последние пять лет – время губернаторства Владимира Артякова?

- К счастью, за это время регион смог сохранить основную часть своего потенциала. Основным проблемным элементом экономики области во время кризиса был АвтоВАЗ. И команда, с которой пришёл Владимир Владимирович, безусловно, сделала немало, чтобы завод оказался в плачевном состоянии. Как только на завод пришла государственная корпорация «Ростехнологии», я заявлял, что госструктура не будет эффективным менеджером. Так оно и оказалось. Мировая практика повторилась в Самарской области в самом худшем выражении. И хотя во время кризиса область получила из федерального центра деньги на восстановление автопрома, значительная часть средств ушла на бонусы менеджерам АвтоВАЗа. Это, как минимум, неэтично. И я бы не сказал, что в Самарской области за последние годы были реализованы революционные проекты. Я таких проектов не помню.

- Что помогло региону пережить кризис?

- Для стабильности экономики есть объективные причины. Мы можем объехать всю страну, но не найдём еще два-три региона со столь сбалансированной экономикой, как наша. Это не заслуга ни Артякова, ни Титова, так исторически сложилось. Во всех регионах есть одно-два знаковых предприятия, одна-две знаковых отрасли, которые формируют бюджет региона. А мы можем назвать три-четыре кластера, стратегических для Самарской области. И это позволяет выжить при любом кризисе. Один из важнейших кластеров – автомобильный. Он даёт 20-25% от валового регионального продукта и примерно такой же процент налогов в доход областного бюджета. Но только 20-25%. А ещё мы имеем химию и нефтехимию, которая даёт примерно столько же - 15-20%.

Мы имеем электроэнергетику: ТЭЦ и ГЭС. У нас ключевые точки нефтепроводов, две крупнейшие узловые станции железнодорожные – а это уже формирование транспортно-логистического кластера. А еще у нас самый мощный в Поволжье аэропорт. Авиационно-космический комплекс, космическая часть которого имеет стабильный федеральный заказ. И этот заказ увеличивается. Мы имеем серьёзное машиностроение. Наш 9 ГПЗ выпускает уникальные подшипники. Нет ни одного конкурирующего с ним предприятия. От западной Европы до Китая нет аналогов нашим подшипникам. У нас есть «Волгабурмаш», который тоже выпускает конкурентную продукцию. И пищевая промышленность, и стройматериалы. И что нам кризис? А если мы имеем только одну отрасль, и она накроется медным тазом – вся экономика и социальные программы полетят в тартарары.

- Какие сферы смогли сохранить стабильность в условиях кризиса?

- Транспортно-логистический кластер стабильный, и даже с тенденцией к увеличению. Есть надежда, что реконструкция аэропорта приведет к строительству крупнейшего транспортно-логистического узла, будет построен не только пассажирский, но и грузовой аэропорт. Обо всём остальном сложно пока говорить, потому что за это время принципиально новых производств у нас не открылось.

- В целом область вышла к докризисному уровню?

- Да, я думаю, что она приближается. У нас каждый год увеличиваются поступления в бюджет. А это означает, что растёт рентабельность предприятий, объём выручки, объём реализации. Тенденция такая прослеживается.

- Какие сферы больше остальных пострадали во время кризиса?

- По объективным причинам, не зависящим от бывшего губернатора, был спад в сельском хозяйстве. Такой засухи, которая была три года из пяти, я не помню. Проблемным остаётся дорожное строительство. И в этом смысле наш регион теряет позиции. Десять лет назад дороги были лучше. Я могу говорить об этом, потому что много ездил и сравнивал с дорогами в других регионах. Также имел место значительный спад в жилищном строительстве, хотя в целом регион вышел из этой кризисной ситуации. Хотя автомобильное производство остаётся проблемным.

Нормальная реакция на бессовестное налоговое бремя

- По официальным данным АвтоВАЗа, они возвращаются к докризисным показателям.

- Да, они вроде бы возвращаются к докризисным показателям. Государство проспонсировало смену автомобильного парка у населения. Значительная часть населения старые автомобили поменяла на новые. Скажите, через какое время эта часть населения опять будет менять приобретённые вчера или сегодня автомобили. Это будет не завтра. Я уже давно говорю, что помощь государства АвтоВАЗу - кратковременная. Если качество и ценовая политика АвтоВАЗа останется на сегодняшнем уровне, то, даже без вступления в ВТО, нас ждёт неизбежный спад автомобильного производства.

- Renault-Nissan может спасти ситуацию?

- Если Renault-Nissan станет полным собственником завода, тогда, может быть, ситуация изменится. Но тогда АвтоВАЗ будет выпускать не «Лады», а модельный ряд Renault. Автомобили у нас стабильно плохого качества. И если вместо плохих родных появятся хорошие иностранные, но сохранятся рабочие места, социальные гарантии, инфраструктура, то регион от этого только выиграет. 

- Есть ли факторы риска в продаже завода французам?

- Конечно. Дело в том, что себестоимость собранного в России автомобиля выше, чем автомобиля собранного в Западной Европе. Повторяется парадоксальная ситуация с жильём, когда земля в России дешевле, чем в Европе, рабочая сила дешевле, стройматериалы – дешевле и хуже, а конечный продукт дороже. Та же ситуация и с автомобилями. С чем это связано? С бессовестным налогообложением. Сколько наше государство пытается содрать с экономики – и прежде всего с малого и среднего бизнеса! Ни нефтяные, ни газовые корпорации не платят в процентном соотношении с прибылью столько, сколько малый и средний бизнес. Наши крохоборы – специалисты из федерального центра могут довести экономику до ручки. Вот купит Renault АвтоВАЗ – это здорово. Собственник может, так же как в Румынии, выпускать свои Renault – это здорово. Но румынские Renault обходятся дешевле французских. А если тольяттинские будут обходиться дороже, то французы могут сократить производство, привозить к нам свои Renault, беспошлинно – за счёт вступления России в ВТО. Они могут заглушить нашу автомобильную промышленность и ликвидировать рабочие места. И это будет нормальная реакция на бессовестное налоговое бремя.

Возникает определённый оптимизм

- Какова роль губернатора в регулировании экономики в кризисный период?

- Вот смотрите. Даже с учётом того, что у нас диверсифицированная экономика, в конце 2008г. – начале 2009г. была ситуация, когда по средствам бюджета на душу населения мы были ниже, чем субъекты-реципиенты, такие как Ингушетия. Область, которая всегда кормила Россию, получала на душу населения меньше, чем субъекты, которые ходили с протянутой рукой. Это я считаю самым бессовестным, что есть в федеральной политике, и с чем бывший губернатор никак не считал нужным бороться.

- Почему это происходило?

- Во-первых, распределение средств из федерального бюджета непрозрачно. Политика Владимира Владимировича Путина с самого начала была настроена на то, чтобы проводить централизацию финансовых ресурсов. Если в середине 90-х годов Самарская область имела примерно 45% от налогов, которые мы собирали на территории области, и речь шла о тенденции к увеличению до 50%, то при Путине мы не имеем и 40%. Из каждого заработанного рубля у нас остается меньше 40 копеек. А на что тратятся наши 60 копеек, нам никто не расскажет. Как они перераспределяются, узнать невозможно. Такая у нас финансовая политика. Я считаю, что это грязная политика.

Губернатор должен отстаивать интересы региона. А человек, приехавший в регион и не считающий его своим родным, ничего не будет отстаивать. Он приехал временно. Это как в допетровские времена, когда боярина посылали воеводой на кормление. Что значит «на кормление»? Вот всё, что соберет, то и есть его, тем и накормится. Чем хороша идея с выборами? Чтобы мы, жители региона выбрали того, кому мы доверяем отстаивать наши интересы перед федеральным центром. 

- Как в связи с этим Вы оцениваете назначение губернатором Николая Меркушкина?

- Меркушкин, конечно, назначенный губернатор. Но пока, с точки зрения того, как жители Мордовии относятся к своей республике, у меня возникает определённый оптимизм. К тому же Меркушкин всегда успешно лоббировал интересы своего региона. В отличие от Самарской области, Мордовия получала деньги из федерального центра. И у меня есть надежда, что, может быть, он и наших чиновников научит, что нужно сделать, чтобы получать деньги в бюджет, а не отдавать их федералам.

Мы будем на несколько шагов впереди

- Сейчас часто говорят о стратегиях развития города, области, страны. Как Вы считаете, в каком направлении должна развиваться Самарская область?

- Мы – стратегический плацдарм для инвесторов, которым нужна квалифицированная рабочая и инженерная сила, потому что у нас третья по величине в России городская агломерация. Но нам нужно сделать структуру этой агломерации оптимальной. Сейчас в неё входят города Самара и Тольятти. Нам нужно думать о сращивании этих городов. Нужно строить большой сити, переводить часть сельскохозяйственных земель в земли городские, строить между Самарой и Тольятти поселения городского типа. Необходимо расширить Зелёновку, Царевщину, и еще построить два-три крупных населённых пункта. Нам нужно идти к сращиванию Самары, Новокуйбышевска, Чапаевска и Кинеля. Если произойдёт это сращение, это будет интересно большинству инвесторам, занимающимся промышленностью. А промышленность создаёт рабочие места, новые технологии, двигает науку вперёд. Тогда мы будем на несколько шагов впереди всех субъектов России за исключением Москвы и Питера.

- Региональные и муниципальные власти любят спекулировать на тему социальной направленности бюджета. Можно ли оценивать бюджет 2011 года как социальный?

- Вполне. Социальные траты распределяются между городским и областным бюджетами. Учреждения здравоохранения содержатся за счёт городского бюджета. Область даёт деньги на лечение неработающего населения. Образование у нас в регионе финансирует область. Исключение – Самара, где образование полностью финансирует муниципалитет. А вообще муниципалитеты занимаются содержанием самих школьных зданий. Плюс - социальная политика. Здравоохранение, образование и социальная политика - это три кита бюджета. Примерно по 20% расходов областного и муниципального бюджетов приходятся на каждого из этих китов. 

Но не только эти деньги идут на социальные нужды. Строился онкологический центр – расходы шли не по строке «Здравоохранение», а по строке «Инвестиции». Мы можем говорить о десятках объектов социальной инфраструктуры, которые реконструируются, строятся и ремонтируются за счет городского или областного бюджетов. Добавим расходы на покрытие некоторых льгот, на содержание спортивных сооружений, на ремонт автомобильных дорог и внутриквартальных территорий, на замену городского освещения. Если это всё сосчитать, то социально-значимыми мы признаем процентов 80% от всех расходов. 20% идут на содержание аппарата управления, на органы внутренних дел, на выборы и прочее. Еще туда входит поддержка отдельных отраслей экономики, которые тоже можно назвать социально ориентированными. Например, поддержка в сельском хозяйстве позволяет сохранять рабочие места.

- Какие Вы можете сделать прогнозы развития экономики региона?

- Летом будет тенденция к увеличению инфляции, что, конечно, отразится на регионе. Это связано с тем, что уже неделю нефть падает в цене. Наше государство живёт за счёт нефтяных и газовых денег. А летом потребление нефти и газа стабильно падает. Ожидается снижение потребления энергоносителей промышленными предприятиями. Если мы будет отталкиваться от этого, то страна в целом будет инфлировать. То есть, мы будем меньше получать долларов и евро. Цена на доллары и евро будет расти, доходы федерального бюджета будут сокращаться. И государство будет стараться ободрать как липку такие несущие золотые яйца регионы, как мы. В силу этого не радужные перспективы на ближайшие полгода у нас.

- Прогнозы, как я понимаю, не оптимистичные?

- С точки зрения того, какой будет экономика региона и того, какой будет уровень жизни в регионе, прогноз скорее оптимистичный. Я считаю, что вырастут доходы на душу населения. И в Самарской области они будут выше, чем в соседних регионах. Мы будем развиваться более активно, невзирая на то, что федеральный центр скорее мешает, а не помогает. И будем надеяться, что новый губернатор будет привлекать в область федеральные средства.

Елена Вавина

    14 мая 2012, 13:03 3939 0

    Теги:

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше