Ежегодное послание федеральному собранию президента России Владимира Путина сегодня оказалось богатым на политические новости. И это не «мультики» про гиперзвуковое оружие, призванное обратить весь мир в ядерную пыль, а вполне просматриваемые очертания новой архитектуры власти. Благодаря нововведениям, которые предложил сегодня Владимир Путин, он, по всей видимости, сможет долгое время оставаться во главе государства. Но если раньше опорой служила «Единая Россия», то теперь основой стабильности главы государства могут стать главы регионов – члены Госсовета. Один из членов которого на сегодняшний день является губернатор Самарской области Дмитрий Азарова. 

Владимир Путин озвучил своё ежегодное послание федеральному собранию. Но ключевой темой его стали не приятные уху трудового народа рассказы об увеличении социальных пособий и размера материнского капитала, а весть об изменении Конституции. Но не в формате принятия нового основного закона страны, а в формате редактирования или, как говорят некоторые правоведы, «юридических заплаток». 

Фактически президент наметил перераспределение властных полномочий между президентом, правительством и Госдумой. Но главное, конечно, это его инициатива закрепить в Конституции статус и роль Государственного совета. Уже несколько лет эксперты обсуждали сценарии законных способов оставить действующего главу государства у власти и одним из них было введение должности председателя Госсовета. 

Сегодня это неконституционный совещательный орган при президенте, но в случае внесения его в Конституцию и принятия соответствующего закона «О Госсовете», он может стать весьма влиятельным институтом. В настоящее время в Госсовете заседают представители Госдумы, Совета Федерации и главы регионов России. В частности, в настоящее время членом Совета является губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. 

Так же Владимир Путин предложил доверить Госдуме почётное право утверждения кандидатуры председателя правительства РФ. Сейчас парламент лишь согласовывает её, а теперь будут «по-взрослому» утверждать. 

Вице-премьеров и федеральных министров будет предлагать депутатам уже сам председатель правительства. Президент же будет обязан назначить утвержденных Госдумой кандидатов. 

Иными словами, председатель правительства теперь формально будет в большей степени зависеть от Госдумы, чем от президента. 
Полномочия главы государства немного урежут. Хотя о переходе к парламентской республике, по словам Путина, речи быть не может. 

«Россия должна оставаться сильной президентской республикой, - утверждает Владимир Владимирович. – Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности правительства, как и право отстранять от должности председателя правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия». 

Также за президентом оставят прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой. 

Госсовету, очевидно, будет отведена определяющая роль в новой системе власти – размазывать влияние тонким слоем по нескольким ветвям власти никто не будет. И если раньше премьер-министр и Госдума выглядели не вполне самостоятельными политическими институтами, то теперь и следующий президент может стать преимущественно номинальной фигурой. 

Осталось лишь грамотно сформулировать, как когда-то в преамбуле к советской Конституции закреплялась «руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа», так и теперь «определяющую государственный курс роль» необходимо закрепить за Госсоветом. 

Любопытно, что многие авторитетные издания со ссылкой на президента сообщили о том, что будет проведен референдум по вопросам внесения изменений в Конституцию. Однако Владимир Путин об референдуме не говорил. Он сказал о необходимости проведения «голосования граждан», а это не то же самое, что конституционный референдум. 

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что референдума по внесению в Конституцию поправок проводиться не будет: президент Владимир Путин просто подпишет отдельный указ о проведении голосования. 

Максим Уэбер