Пресс-конференция Владимира Путина традиционно считается одним из главных политических шоу в нашей стране. Каждый раз доказывающее точность высказывания: «Язык нужен политику для того, чтобы скрывать свои мысли». Вчера президенту за 4 с лишним часа задали более 70 вопросов. И на часть из них он даже ответил, хотя для получения ответов на многие из них не нужен был ни Путин, ни пресс-конференция, ни даже задающий их журналист. Вопрос из Самарской области, кажется, был одним из таких же ритуальных. 

Вчера Владимир Путин до конца не ответил на многие вопросы. И эти лакуны позволяют домысливать за президентом. А при большом желании, а также приступе, условно говоря, патриотизма, даже находить в его словах мудрость и глубокие смыслы.

Вопрос про возможность смены Конституции РФ или внесения изменений в существующую удостоился ответа внезапно либерального.

Если бы эти слова были произнесены «лидером нации» лет десять назад, то можно было бы даже узнать в говорящем убежденного конституционалиста. По вопросам Конституции вчера Владимир Путин занял принципиальную позицию! Можно было бы, говорит, убрать фразу про два президентских срока подряд. И он не добавил после этого слово: «три». А прямо на этом и закончил.

То есть и сам Владимир Владимирович не пойдет на пятый (условно — шестой) срок, и Дмитрию Медведеву, которого называют наиболее вероятным преемником, засидеться не даст.

Недосказанность в ответе на вопрос о перспективах Союзного государства России с Беларусью и планах самого Путина возглавить новое государство даёт понять: сценарий, при котором Владимир Путин возглавит, например, Госсовет, который станет надгосударственным органом, вовсе не исключен. 

Отсутствие упоминаний Росгвардии в его ответах так же намекает на то, что несмотря на жестокое поведение сотрудников в Москве минувшим летом, претензий к руководству ведомства у президента нет.

На пресс-конференции были аккредитованы так же несколько человек, представлявших Самарскую область. Но поучаствовать в массовке на первом плане представилась возможность лишь сотруднице ГТРК «Самара» Ольге Федоровой. Она задала Владимиру Путину вопрос, который, судя по всему, был согласован не только с руководством государственной телекомпании, но и в правительстве Самарской области. Поэтичность повествования отсылали слушателя к сюжетам с посевных и уборочных кампаний где-нибудь в Кинельском районе или социальным репортажам из городка с выразительным названием Похвистнево. 

«Как известно реки разъединяют, а мосты нас делают ближе, — будто записывала «стенд-ап» Ольга Федорова. — Недавно у нас в Самарской области началось возведение моста через Волгу в районе Климовка. Вы поддержали этот проект. Строится он с одной стороны Климовки и с другой стороны Тольятти. Мы понимаем, что это значит для Самары. Она входит в международный транспортный коридор Европа — Западный Китай». 

О чем же спросит лично у президента Ольга Федорова? О том, как проходило определение подрядчика на возведение моста? О сметах, которые нередко бывают завышенными? О вероятности повторения сценария строительства космодрома «Восточный» в регионе? Или об экологической нагрузке на леса, луга и реки Самарской области? Какой каверзный вопрос пришёл в голову, скажем так, журналистке?

Ольга Фёдорова смогла удивить! «А в целом как этот проект отразится на межгосударственном сотрудничестве?» — озвучила свой вопрос цвет самарской журналистики с ГТРК «Самара» и добавила: «Спасибо».

Ответ был соответствующий остроты и актуальности.

Владимир Путин: 

«Отразится самым наилучшим образом, потому что, несмотря на рост товарооборота с Китаем, несмотря на то, что с нашими, в прямом смысле этого слова, братскими республиками бывшего Советского Союза, сегодня с независимыми государствами, товарооборот самый большой, развитие инфраструктуры явно недостаточное. Я уже говорил об этом, мы, к сожалению, немножко отстали в этом смысле от наших казахстанских друзей. Они свою часть дороги уже проложили на Китай. Мы должны сделать свою часть работы. Будем обязательно это делать. В том числе это касается того мостового сооружения, о котором Вы упомянули».

И если вы думаете, что журналист ГТРК «Самара» проявила непрофессионализм, задав скучный и банальный вопрос президенту, имея возможность спросить что-то действительно важное, то… это ваше дело. 

Но уже спустя пару часов появились новости: «Мост через Волгу в районе Климовки весной начнут строить без промедления, из федерального бюджета на мост концессионерам выделили 12,4 млрд рублей и у них появилась возможность закупить необходимые материалы».

Ждали выделения средств, а бюрократическая машина медлила. Озвучили проблему президенту, и всё началось складываться, пока не последовало «прямого указания».

Самое интересное не то, что было сказано на пресс-конференции, а то, о чем умолчали. И это, оказывается, касалось не только хедлайнера встречи.

Дмитрий Солнцев