Мордовские СМИ, ранее пылавшие неудержимой страстью к экс-главе своей республики и самарскому экс-губернатору Николаю Меркушкину, сменили полярность своего отношения к полномочному представителю президента РФ по связям с финно-угорскими народами. Теперь они задаются вполне справедливыми вопросами о бюджетных тратах, «великих стройках» и прочих последствиях деятельности «маховика перемен» и «команды созидания». По данным «Засекина», за информационной кампанией против пенсионера, которого с легкой руки Владимира Путина многие теперь величают «микро-макро», могут стоять самарские силы.

 Для бывшего губернатора Самарской области Николая Меркушкина и его семьи настали темные времена, сообщает «Stolica-S», ссылаясь на телеграм-канал «Незыгарь».

Как верно подметил суть всего ныне происходящего депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев: «"Служилое дворянство", те же губернаторы, пока они что-то делают, они нужны. Когда они уходят в отставку, их иммунитет начинает постепенно ослабевать».

Премьер-министр Дмитрий Медведев, ранее поддерживавший Меркушкина, теперь отказывает ему в аудиенции. Также не хотят с ним общаться ни сам глава государства, ни руководитель администрации президента Антон Вайно. «Stolica-S», ссылаясь на тот же «Незыгарь», сообщает, что общается с экс-губернатором из высшего руководства страны только Сергей Кириенко, но пойдет ли это ему на пользу — крайне сомнительно.

Есть мнение, что Кремль таким образом обозначил, что недолго осталось ждать сигнала для силовиков, которые могут в скором времени наведаться в Мордовию. Напомним, что семьей бывшего губернатора уже интересовалась генпрокуратура.

Кстати, по имеющейся информации, сын Николая Меркушкина Алексей уже почуял «ветер перемен» и перебрался в Великобританию, где у семьи мордовских воротил якобы имеется недвижимость. Интересно то, что Алексей Меркушкин проходит в качестве подозреваемого в уголовном деле по факту нанесения ущерба бюджету республики. Однако странно, что ему при этом не назначили меру пресечение хотя бы в виде подписки о невыезде. А может, и назначили, но его это не удержало.

Силовики разных ведомств нашли на экс-губернатора Самарской области огромное количество компромата. В главном управлении ФСБ на Лубянке к Меркушкину относятся весьма негативно. Среди его недоброжелателей обозначились люди, конфликт с которыми можно расценивать как весьма опасный. Это генеральный прокурор Юрий Чайка и главный росгвардеец Виктор Золотов. Косо посматривает на предприимчивого мордовца также председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин.

В основном бывшего главу двух регионов подозревают в хищениях. Естественно, многое из того, чем занимался г-н Меркушкин на посту губернатора Самарской области, не может не вызывать вопросов. Нереализованный проект Сергиевской

птицефабрики, «реконструкция» фонтана имени 30-летия Победы – это только первое, что приходит в голову.

Кроме этого, у силовиков есть вопросы к Меркушкину по нефтеврезкам. Тема нефтеврезок остро стоит не только в Мордовии, но и в Самарской области. Скандал с загрязнением нефтепродуктов, поставляемых в республику Беларусь, прославил нашу губернию и в России, и за рубежом. Но у скандала с грязной нефтью была предыстория.

Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно поднимал тему нелегальной нефтепереработки и нефтеврезок. И Самарский регион, как оказалось, занимает лидирующие позиции по хищениям продуктов из нефтепроводов. Убытки от хищений оценивались в суммы, исчисляемые миллионами долларов ежедневно. Для нефтяных компаний это были убытки. Но для кого-то это была прибыль.

В 2015 году, как сообщали «Засекину» заинтересованные источники, Дмитрий Медведев дал понять Николаю Меркушкину, что ситуация в вверенном ему регионе неприемлема, и с этим надо что-то делать. Меркушкин попытался применить свою политическую смекалку и в меру своих способностей начал борьбу с самарским нелегальным бизнесом. И неожиданно для себя столкнулся с грамотным противостоянием, в котором нашлось место не только традиционным теневым методам «защиты бизнеса», но и политическим — с подключением федеральных СМИ, телеграм-каналов и силовых ведомств. В порыве выполнить поручение премьера и сохранить своё кресло некоторые неудобства бенефициарам теневого самарского бизнеса Меркушкин, якобы, доставил, но... не удержался.

Есть основания полагать, что сегодняшние проблемы семьи Меркушкина связаны именно с этим конфликтом. Многие главы регионов относились очень лично и «по-семейному» к бюджетам своих регионов, но не всех после настигал злой рок.

Николай Меркушкин же оказался одним из немногих, к кому изменилось отношение не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны прессы, которая так сильно и отчаянно уважала Меркушкина, а теперь с не меньшей силой и «принципиальностью» его недолюбливает.

Дмитрий Солнцев, Сергей Любимов