Самара стала одним из немногих крупных городов России, в котором вчера не было серьезных публичных акций памяти, посвященных убитому в 2015 году в Москве оппозиционного политика Бориса Немцова. Вместо многолюдных митингов, которые проходили в Самаре три года подряд, в областной столице прошли лишь киносеанс в штабе Алексея Навального [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]и одиночный пикет у стен правительства Самарской области, который провёл начальник регионального штаба кандидата в президенты РФ Ксении Собчак Хорен Григорьян. Самарские организаторы несостоявшегося митинга, как стало известно «Засекину», решили не проводить акцию в предложенном для этого мэрией сквере «Родина».

 

В минувшее воскресенье в Москве и многих других городах России состоялись акции памяти убитого в 2015 году политика Бориса Немцова. Шествие прошло в Москве по согласованному с мэрией маршруту. Публичные мероприятия, посвященные Борису Немцову прошли в Санкт-Петербурге, Барнауле, Бийске, Волгограде, Екатеринбурге, Ижевске, Казани, Калининграде, Тюмени, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Томске, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. Акции собрали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

«Убит жуликами и ворами», «Мне страшно, но я не боюсь», «Пять пуль в свободу», «Несогласных с путинским режимом сажают, судят и убивают», «Россия будет свободной», «Свободу политзаключенным», «Нас собрал Борис Немцов вместе против подлецов», «Борись», «Герои не умирают», «Требуем найти заказчика убийства Б. Немцова», «Вечная память Борису Немцову», «Убит за свободу», «Заказчик не найден», «Немцов в моем сердце», «Сила в правде, а правда – за нами!», «Мы никогда не будем молчать»… Такими были плакаты и транспаранты на акциях в разных городах.

В качестве организаторов выступали представители движений «Солидарность» и «Открытая Россия», [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации] штабы Алексея Навального и Ксении Собчак, партий «Яблоко», ПАРНАС и «Партия прогресса».

В Самаре, по информации «Засекина», акцию первоначально планировали провести активисты «Партии прогресса». С 2015 по 2017 год они были одними из главных организаторов сначала митинга «Весна» в 2015 году, прошедшего сразу после убийства политика, а затем митингов, посвященных памяти Немцова.

В этом году мэрия Самары, по заведенной нелепой традиции, отказала организаторам проводить акцию памяти Бориса Немцова где-либо, кроме сквера «Родина», ставшего уже почти родным для всех оппозиционных движений от коммунистов до навальнистов. Собираться в «Родине» заявители посчитали нецелесообразным и приняли решение переформатировать акцию. Вместо уличного митинга со ставшим традиционным «свободным микрофоном», когда любой из пришедших мог высказаться перед собравшимися, они провели скромную камерную встречу в штабе Навального с просмотром кинофильма Владимира Кара-Мурзы [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов](мл.) «Слишком свободный человек», доступного в ютубе на канале движения «Открытая Россия». Организаторы намереваются провести акцию памяти завтра. 27 февраля, с траурным портретом Бориса Немцова и свечами на ул. Ленинградская, неподалеку от ТЦ «Опера» и ТЦ «Юность».

Параллельно с навальнистами свою акцию вчера устроил самарский штаб Ксении Собчак. Начальник штаба Хорен Григорьян провел одиночный пикет у здания правительства Самарской области. «Требую найти заказчиков убийства Немцова», - гласил его плакат. К нему подходили немногочисленные прохожие, охрана «Белого дома», сотрудники полиции с дружинниками и съемочная группа одной из региональных телекомпаний. О массовости говорить не приходится.

Другие представители самарской оппозиции и вовсе проигнорировали всероссийскую протестную акцию. И это удивительно, так как протестные настроения в Самарской области и, в частности,  в Самаре в последние несколько лет только нарастают. И даже смена губернатора с одиозного, косноязычного и колоритного Николая Меркушкина на рафинированного и несколько пресного Дмитрия Азарова, кажется, не повлияла на численность оппозиционных митингов.

Даже подходя к мероприятию цинично и инструментально, как к сугубо политической акции, отказываться от её проведения в разгар президентской избирательной кампании в одном из крупнейших городов России несколько странно, но… как любят говорить провинциальные лидеры гражданского общества и оппозиции, «не нравится - организуйте сами».

«Я в шоке от состояния Самары», - сказал как-то в интервью «Засекину» сам Борис Немцов. Тот самый, который в другом интервью нашему изданию обещал: «Совершенно точно, что я переживу режим Путина», но 27 февраля около 23 часов 40 минут на Большом москворецком мосту в самом центре Москвы был расстрелян в спину. Его помнят во многих городах России и за её пределами. Возможно, будут вспоминать и в Самаре.

Дмитрий Солнцев