Незаметная в Самарской области условно-оппозиционная партия «Справедливая Россия», никак не напоминающая избирателям о своем существовании, становится центром регионального политического скандала. Конфликт между председателем совета реготделения «СР» Михаилом Маряхиным и депутатом совета Октябрьского района Самары Александром Курлычкиным (на фото), поднимает вопрос о финансировании выборов и даже «продаже мандатов» в 2015 году со стороны бизнесменов, тесно связанных с партией «Единая Россия». Муниципального депутата (мундепа) Александра Курлычкина принуждают сдать «неоплаченный» мандат и даже предлагают отступные. Он же в свою очередь пытается привлечь внимание центрального руководства партии. Пока, судя по всему, безуспешно…

В 2015 году реформа органов местного самоуправления добралась до Самарской области. В Самаре отменили прямые выборы мэра, а в городских районах появились свои «местечковые» депутаты и советы. Как оказалось, даже на этом уровне микрополитики могут происходить вполне серьезные политические скандалы, вскрывающие внутреннюю кухню политических организаций, изображающих оппозиционную деятельность.

Когда в регионе только готовились к выборам районных депутатов, осведомлённые источники заявляли, что лидер самарских «эсеров» Михаил Маряхин, якобы, занимается активными продажами мандатов. Точнее, не мандатами, а возможностью полностью сформировать список кандидатов от парламентской партии своими кандидатами.

В частности, сообщалось, что округа в Самаре были распределены следующим образом

В Красноглинском районе список кандидатов «СР» формировался авторитетным предпринимателем, хорошо известным в Самаре с 1990-х годов, Иваном Мотынгой (бенефициар УК «ВАСКО»).

Список Куйбышевского района формировали бизнесмены Андрей Востриков и Илья Бондарев (чермет, торговля).

В Железнодорожном районе ключевую роль играли братья Иван и Василий Мироновы (ЗАО «ПЖРТ Железнодорожного района»).

Октябрьский район был «отдан» Сергею Арсентьеву (экс. зам.мэру Самары, депутату Самарской городской думы от «Единой России»).

Советский и Кировский районы – «команде» Александра Милеева («Родник», депутат Самарской губернской думы от «Единой России»).

Промышленный район – Ирине Соколовой (предпринимателю, председателю регионального отделения Социал-демократического союза женщин России в Самарской области).

На тот момент информация о продаже мест носила неофициальный характер, хотя назывались и суммы. Право формирования списка кандидатов от «Справедливой России» в одном районе Самары стоило, якобы, 2-3 миллиона. Не большие, в общем-то, деньги для перечисленных коммерсантов.

Однако, вот незадача – не все «спонсоры» смогли закрыть вакантные депутатские места. И тогда партия подключила активистов, в победу на выборов которых председатель «Справедливой России» в Самарской области Михаил Маряхин, похоже, не очень верил. В частности, «дыру» в Промышленным районе закрыли Александром Чернышевым (один из создателей Самарского музея футбола), а в Октябрьском – Александром Курлычкиным (ранее никому не известным молодым человеком, рядовым сотрудником одной из страховых компаний).

Выдвижение их носило характер скорее декларативный. Кто бы мог подумать, что и Курлычкин, и Чернышев в своих округах наберут наибольшее количество голосов среди кандидатов от «СР» и смогут претендовать на мандаты? Кандидаты, вложив в избирательную кампанию смешные деньги (речь шла даже не о десятках тысяч рублей, а о гораздо меньших суммах), честно прошли свои округа ногами и, действительно, убедили жителей за них голосовать.  Таким образом, Чернышев стал сначала депутатом Промышленного райсовета, а затем депутатом гордумы Самары, а Курлычкин получил мандат депутата совета Октябрьского района города.

Победителей, говорят, не судят. Но вот победителей, которые получили свои мандаты в обход имеющихся у руководства партии договоренностей с коммерсантами, даже очень порицают партийцы. Чернышеву и Курлычкину настоятельно рекомендовали сдать мандаты, потому что есть «люди, которые заплатили». Однако и Курлычкин, и Чернышев, не знавшие ничего о коммерческой составляющей политической деятельности председателя реготделения, заняли принципиальные позиции – Маряхину они отказали.

Напомним, что в конце 2017 года (когда в Самаре в очередной раз снимали и назначали мэра), полномочия депутатам гордумы и райсоветов продлили ещё на два года. И если Михаил Иванович и питал какие-то надежды на то, что два неугодных народных избранника не потянут вторую кампанию, то они были разбиты.

И вся эта некрасивая, но весьма банальная история могла бы остаться за кадром, если бы не настойчивость г-на Маряхина, требующего от Александра Курлычкина сдать мандат, поскольку он за него не заплатил, либо «включиться в работу реготделения». Что имелось ввиду под «включением», в контексте коммерческого направления деятельности партии, загадка. Давление на районного депутата привело к тому, что Курлычкин де-факте объявил партийцам медиавойну в социальных сетях.

На странице депутата Курлычкина в «ВКонтакте» размещены в настоящее время две любопытные аудизаписи. Обе они с участием главного областного «справедливоросса» Михаила Маряхина.

При прослушивании первой записи (от 19 декабря 2017 года) Михаил Иванович уже не кокетничает, а открыто признается райдепу:

«У нас в каждом районе формировалась команда, которая была связана с предпринимателями. Была договоренность, что все округа в Октябрьском районе закрывает Арсентьев, потому что он в свое время был с Тарховым в команде. Как ты попал в эту команду, не пойму. По сути, вытащил джокер просто. Арсентьев потратил на избирательную кампанию порядка двух миллионов рублей. У нас непростая ситуация была и в Промышленном районе. Там по спискам случайно прошел Чернышев. Ты потратил на кампанию десять тысяч рублей и получил мандат. На встрече тебе предлагали деньги за то, чтобы ты сдал мандат. И здесь дело даже не в деньгах, а в общественной нагрузке. Мне показалось тогда, что ты очень жутко обиделся на это предложение и не понял систему.  Сейчас мне не очень ясна твоя позиция. Мы выстраиваем работу с каждым районным депутатом. Если ты хочешь работать, и не хочешь сдавать мандат – будь добр, включись в работу».

Депутат Курлычкин, согласно аудиозаписи от отступных отказывается до сих пор, и мандат сдавать не желает.  Судя по разговору, районный избранник на некоторое время выпадал из повестки дня по семейным обстоятельствам, однако теперь готов работать с утроенной силой.

Позднее, 24 декабря, Курлычкин выложил в «ВК» аудиозапись с Регионального совета «Справедливая Россия» по Самарской области. Он также написал на «стене»:  «Меня пригласили на это заседание, т.к. Маряхин М.И, Желнин Е.И., Абызов Т.В., Игнатьев В.В. считают, что я дискредитирую партию «Справедливая Россия» предыдущей аудиозаписью. ПРИЗЫВАЮ ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА (выделение Курлычкина – прим. ред.) партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» дать оценку предыдущей аудиозаписи и аудиозаписи, прикрепленной к этому сообщению». О реакции президиума центрального совета на сегодняшний день ничего не известно.

На Совете партийцы пожурили Курлычкина за то, что он вынес внутренний конфликт в публичную плоскость, а также заявили, что в «СР» не принято писать исподтишка партийцев на диктофоны. Но, при этом совершенно по-ребячески и демонстративно сообщили, что этот разговор запишут на диктофон и они.

В ходе недолгой беседы, которую вели Курлычкин, Маряхин и вышеуказанные «справедливороссы», можно услышать взаимные обвинения. Кто всё-таки дискредитирует партию: Маряхин, не стесняясь финансово взаимодействовать с коммерсантами из «Единой России», или райдеп, который посмел выложить беседу с партийным боссом в сеть?

«Засекин» будет следить за развитием ситуации.

Екатерина Морозова