«Лучшая» встреча с Алексеем Навальным (по оценке самого Навального) прошла вчера в Самаре. Несанкционированное мероприятие не обошлось без задержаний организаторов, обещаний всех пересажать и повысить пенсии, а также оставить большую часть налогов, собираемых на территории в областной казне. Именно так звучит региональная повестка «Партии Прогресса». О том, как готовились к самому эффектному, но явно не самому содержательному политическому событию 2017 года в Самаре горадминистрация и штаб Навального, а также чем это всё закончилось – в репортаже Засекин.Ру.

Алексей Навальный – надежда продвинутой молодежи, условного «просвещенного класса» и всех тех, кто искренне верит в свою независимость от пропаганды и собственную, условно говоря, принципиальность.

Накануне всё-таки состоялась столь ожидаемая встреча самарцев с оппозиционером Алексеем Навальным. В преддверии приезда политика в городе долго шло нагнетание страстей. Сначала мэрия не разрешила проведение митинга в первый раз, затем митинг запретили вновь и вновь, однако местный штаб Навального обжаловал отказ мэрии в районном суде и звал, звал горожан на встречу с – ни много ни мало – «будущим президентом».

Что хотел сказать автор?

Согласно решению суда, отказ мэрии был незаконным, поскольку чиновники не предложили альтернативной площадки. Впрочем, всё в том же решении отмечается, что оно не может расцениваться как согласование публичной акции. Сторонники Алексея Навального трактовали его по-своему, озвучивая лишь резолютивная часть решения со своей трактовкой, расходящейся с самим текстом решения.

Позже, на заседании Самарского облсуда, где руководитель штаба оппозиционера Екатерина Герасимова присутствовала как представитель ответчика, была подтверждена невозможность проведения акции на площади Кирова. Суд исключил из мотивировочной части решения предыдущей инстанции вывод об отсутствии доказательств невозможности проведения митинга.

Таким образом, была поставлена неудовлетворяющая навальнистов точка в вопросе о том, можно ли сторонникам оппозиционера собираться именно на площади Кирова. Соответствующий комментарий был опубликован и на портале РАПСИ:

«Митинг решением суда не разрешен. Суд отменил запрет на проведение и предписал провести новые слушания. Суд признал незаконным только то решение об отказе, которое было. Видимо, ему не понравились формулировки отказа. После решения суда уже органы самоуправления должны решать, разрешать митинг или нет, и они вправе опять отказать в проведении митинга, но по уже другим основаниям. Последняя фраза перечеркивает все, что сказано выше об удовлетворении. В последнем предложении четко определено, что суд считает необходимым повторно рассмотреть заявку, и точка», — пояснил РАПСИ адвокат Руслан Коблев.

Однако штаб Алексея Навального [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]по всем немногочисленным доступным каналам продолжал звать людей на мероприятие. Даже заботливо опубликовали пост о том, «что делать, если полиция задержит участника акции». Впрочем, отмечая, что это всего лишь «перестраховка» и не оговаривая, что акция не согласована.

В ответах на комментарии, шедшие вразрез с «общим» мнением, сторонники Алексея Навального в выражениях не стеснялись, всё более эстетически сближаясь к радикальным сторонникам Владимира Путина из числа НОД или фанатов видеоблогера Анатолия Шария. При этом не гнушаясь приёмами агитации, вольно интерпретируя факты.

Танцы вокруг ДК

На пути оппозиционного политика и его сторонников встал «танец живота». Именно по этой хореографической дисциплине в те же часы проходил конкурс в Доме культуры на пл. Кирова. «Главными городскими эстетами», собравшимися посмотреть на Belly Dance, по сообщениям сочувствующих Навальному блогеров и журналистов, оказались бюджетники и члены ТОСов. Некоторые правозащитники в пылу поддержки Навального и вовсе писали: «Не было там никаких конкурсов!»

Блогеры правительственного пула начали оправдываться. Дмитрий Котуков, которого принято считать неофициальным руководителем этой «институции», похоже, решил разжалобить революционеров темой, которой любят прикрывать всё подряд – детьми. Он написал в Facebook [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]следующее:

«Позвонили знакомые, увидели пост, спрашивали по пл. Кирова. Хотели пойти на танцевальный праздник в ДК Литвинова. Узнав, что там планируют собраться навальновцы, передумали. Как говорится - от греха подальше. Логично, что простые люди, да ещё с детьми стараются обходить подобные митинги стороной».

Любопытно отметить, что всё того же Котукова на странице митинга забанили, за якобы неудобные комментарии, о чём он написал в своём Живом Журнале. Проправительственного блогера возмутило, что те, кто так ратуют за свободу слова, применяют её столь выборочно и не дают ему доносить позицию партии и правительства до фанатов Навального.

Тем временем, нескольких сторонников Алексея Навального из самарского штаба по подозрению в организации несанкционированной публичной акции задержали правоохранители. Самого «лидера протеста» при этом никто ни задерживать, ни тем более арестовывать даже не пытался. Хотя, учитывая имеющееся решение Самарского областного суда, и его присутствие на несогласованном мероприятии возможности для этого были. Навального лишь «остановили в аэропорту» и, как пишет личный фотограф политика Евгений Фельдман в Твиттере, «требовали объяснений из-за митинга в городе и обвинения власти в воровстве». Остановили! Не возмутительно ли?

Показательно, что горадминистрация разместила в Кировском районе плакаты, информирующие население о том, что планируемая массовая встреча с Алексеем Навальным незаконна. На этом, пожалуй, препоны со стороны власти закончились. 

Навальный тоже поднимет пенсии

Полиция заявила о 500 участниках, организаторы о тысячах. Радио «Эхо Москвы», как заметил одиозный журналист Олег Лурье, сначала честно сообщила о нескольких тысячах участниках митинга в Самаре, а спустя полчаса принципиально заявила о нескольких сотнях.

Буквально за 40 минут до начала акции сторонники Навального двинулись от ДК к остановке на ул. Каховской. Там они решили собраться из-за того, что площадь была огорожена и туда никого не пускали. Люди грелись чаем и делали кассу торговцам шаурмы из ларьков, находящихся поблизости. К 16:10 «кандидат в президенты», как любит называть себя сам навальный, прибыл на площадь. Публика радостно зашумела.

«Единственный оппозиционный политик» Алексей Навальный начал мероприятие эффектно: когда стало ясно, что встрече мешают звуки из колонок, подключенные организаторами танцевального фестиваля, оппозиционер лично вырвал шнуры и, как Владимир Ильич на броневик, залез на одну из них. Он предложил поприветствовать полицейских, после чего поздравил Самару со сменой губернатора.

Региональная повестка ограничилась лозунгами, которые сложно не назвать популистскими. Политик пообещал после прихода к власти посадить всех коррупционеров, оставить значительную часть налогов в регионе и, как это принято у всех оппозиционных политиков России, повысить пенсии.

С чувством собственной диссидентности

На этом содержательная часть встречи, в принципе, и закончилась. Молодёжь обступила звезду, ещё долгое время Алексею Навальному задавали вопросы, фотографировались с ним, пытались пробиться через толпу к нему и ликовали достигнув желанной близости.

Эффектно, но малосодержательно с точки зрения региональной повестки прошло мероприятие. Долгожданный визит Алексея Навального в рамках его гастролей по России показал его же региональную слабость. Мероприятие, к сожалению, держалось по большей части на федеральной повестке, преданности его сторонников и духе романтики «запрещенной политической силы». В прошедшее воскресенье любой школьник, студент и местная, условно говоря, интеллигенция смогли почувствовать себя чуть-чуть диссидентами. Однако реальной оппозицией местных навальнистов не сделали ни ещё один митинг, ни второй приезд звезды.

Едва ли сейчас можно сказать, что «Партия Прогресса» становится реальной политической силы в регионе. В отличие, к примеру, от депутата Михаила Матвеева, который работает в поле региональной повестки, местные навальнисты скорее трудятся в тени своего лидера, не сильно заботясь об отстаивании интересов избирателей в регионе.

Воскресным вечером, после окончания шоу, самарцы разошлись по домам счастливыми от веселого мероприятия со звездой на морозе и, уставшие, но довольные, продолжили борьбу с режимом в интернете.

Максим УЭБЕР