«Роняет лес багряный свой убор»… Нет, 19 октября 2017 года в зале совещаний губернатора Самарской области звучали не знаменитые пушкинские строфы, а отборная бюрократическая речь осколков команды самарского маховика под управлением нового главы региона Дмитрия Азарова. Впрочем, врио губернатора не ищет коротких путей, а значит, второе заседание рабочей группы по вопросу оказания мер социальной поддержки населению Самарской области будет лишь очередным в цепи многочисленных тактических мероприятий. Совершенно очевидно, что пенсионерские акции протеста всё-таки отзовутся повышением количества льготных поездок в общественном транспорте. А ещё стало как-то по-детски ясно, «пролей мне в грудь отрадное похмелье, минутное забвенье горьких мук», что «названный сын» или «внук» крутящегося ныне в конгрессе финно-угорских народов маховика недолго будет занимать кабинет, из которого три года назад прогнали Дмитрия Азарова. Вторая попытка выбраться из кучи сплочения, в которую вляпалась «команда созидания», прошла без участия сити-менеджера областной столицы Олега Фурсова и длилась меньше пятидесяти минут

«В первую очередь послушаем о протокольных поручениях Ивана Ивановича Пивкина и Елену Александровну Гриценко. И договоримся о дальнейших шагах. Давайте в рабочем ритме, без лишних пространных рассуждений сконцентрируемся на поставленных вопросах», - бодро начал врио губернатора.

Иван Иванович Пивкин, демонстрируя неистребимый оптимизм дрессированного и диковинного циркового артиста, затараторил, как из автомата. Нет, как печатная машинка. Согласно вашему поручению, произведён расчёт средств. Так сказать. Там. Значит. То есть. 60 поездок – это 1 миллиард 82 миллиона рублей из бюджета в год. 70 – 1 миллиард 220 миллионов. 80 – 1 миллиард 268 миллионов. 90 – 1 миллиард 320 миллионов. Без лимита – 1 миллиард 596 миллионов. 41% компенсировали самарскому ТТУ, 18% - «Самараавтогазу», 16% - Пассажиравтотрансу», 13% - тольяттинскому парку, 4% - метрополитену. Так сказать. Создавалось впечатление, что Пивкин быстро-быстро раздаёт карты, играет сам с собой и снова раздаёт. Так сказать, значит. Количество льготников, пользующихся транспортом, уменьшилось на 22%, то есть на миллион человеко-поездок.

«Это что такое вы сказали?», - вдруг прервал докладчика Дмитрий Азаров. Мы с вами говорили, что хорошо бы поймать эту разницу между выделяемым и компенсируемым. Мы за льготников компенсируем перевозчикам. А если не компенсируем, то выпадающие доходы увеличиваются. Сокращение льготников почему-то дало увеличение коммерческих маршрутов. В Самаре сложилась ситуация, что самые выгодные маршруты стали коммерческими. Почему так произошло? Иван Иванович, вы поймали эту разницу?

Иван Иванович разницу не поймал и снова жизнелюбиво и невменяемо затараторил. Так сказать, вот, значит, то есть. В 2013-ом году было не так. В 2015-ом, так сказать, было иначе. Из ста двух маршрутов осталось пятьдесят четыре, потом сорок два.

Врио губернатора снова остановил оратора. «В чём замысел был, чтобы отдать самые прибыльные маршруты коммерческим перевозчикам, а убыточные оставить муниципалам?», - философски, но довольно эмоционально спросил Дмитрий Игоревич.

«Замысел нелогичен, Дмит Игыч, замысел нелогичен. Так сказать, замысел нелогичен». Пивкин хотел ещё раз повторить, что замысел нелогичен, но вдруг передумал и честно выпалил, что муниципальные предприятия закредитованы, так сказать, значит. В общем, в сложном они финансовом положении.

Это признание позволило Азарову сделать вывод, что в Самаре создаётся искусственная ситуация банкротства муниципальных предприятий. «Надо вмешиваться, Виктор Владиславович, надо вмешиваться», - обратился глава региона к своему бывшему заместителю по мэрии, а сейчас пока советнику Виктору Кудряшову.

Из-за установленных лимитов для льготников, подметил Кудряшов, муниципалы теряют 82 миллиона, а коммерсанты получают дополнительно 96 миллионов рублей.

На это Иван Иванович тонко заметил, что кто-то про кого-то, кто должен, если что компенсировать. Так сказать.

Заместитель руководителя городского департамента транспорта встал и выразил полное согласие с тем, что доложил Иван Иванович.

Однако Азаров так быстро муниципальному чиновнику отделаться не дал. «У меня ощущение полного бардака в городских перевозках!», - однозначно отрезал врио. Почему одного перевозчика вы выделяете, а другие скопом? Радоваться нечему! Всё больше маршрутов, которыми не могут пользоваться льготники! Раньше было сбалансировано, а сейчас произошли изменения в пользу коммерческих маршрутов. Зачем? Это экономически необоснованное решение. Иван Иванович, собирайтесь и отстраивайте экономическую модель, модель пассажиропотоков, логистическую модель. Необходимо жёсткое управление. По Тольятти тоже самое. Создаём рабочую группу по выходу из этой ситуации!

На мечтательном лице Пивкина, который в этом момент, как красноармеец Сухов, видел где-то внутри своей светлой головы живые картины родной сельской жизни в окрестностях Саранска и в окружении жены, появилась тревога. Но вскоре исчезла.

Дмитрий Азаров решил подвести итоги первой части второго заседания. «Мы много слышали про злоупотребления, что там тысяча поездок фиксировалась. Коллеги, на мой взгляд, это всё легко решаемый вопрос. И для этого не нужно нам гражданам создавать вот такие некомфортные условия. Мы могли бы, на мой взгляд, системными мерами нивелировать вот эту любую возможность злоупотребления. Поэтому я считаю, Иван Иванович, нам обязательно для того, чтобы принимать отчётность, компенсировать платежи, муниципалитеты надо привлекать. Предоставление всей финансовой документации о перевозчиках только с сопроводительной подписью главы городского округа. Однозначно. И по каждой фамилии будем разбираться, почему идёт превышение, почему именно такая ситуация. Если мы понимаем, если есть обоснованность, значит, нет вопросов, человек будет получать компенсацию и, соответственно, за пассажироперевозки. По модели мы отдельно поговорим с вами, но сейчас я жду от вас создания отдельной рабочей группы по пассажирским перевозкам и предложения по принятию решения. У нас понятно, что всегда, вот я сейчас получил несколько писем от главы городского округа, дайте денег на покупку автобусов. Это в чёрную дыру, у меня ощущение.  При этом есть ситуация, когда инвесторы готовы сами приобрести. Но надо, наверное, выстроить правильно всё, что касается регулирования, тарифов, моделей и так далее. Но этим мы заниматься не хотим, мы предприятию создаём условия, что оно в стадии банкротства практически рискует оказаться. Дайте нам ещё. Дайте нам ещё, как в чёрную дыру, бюджетные средства, ещё транспортные средства. Бесконтрольно, без очевидного эффекта.  Я не понимаю, зачем это делать. Жду от вас предложений».

После Пивкина выступила заместительница  врио областного министра социально-демографической и семейной политики Марины Антимоновой. Елена Гриценко. Когда она заговорила, все с ностальгической нежностью вспомнили однозвучный, монотонный, щемящий голосок Антимоновой. Приторная,  беспросветно томная речь Гриценко, как песня бюрократической Сирены, полилась бессмысленно и беспощадно.

«В отношении поручения мы проработали вопрос об изменении предоставления мер социальной поддержки по всем категориям», — в день 19 октября, когда было написано великое пушкинское стихотворение, доложила Елена Александровна. Мы за неделю проконсультировались с прокуратурой, посмотрели опыт других регионов, подготовили предложения и варианты по разным категориям и группам. 16 предложений разных. И по работающим. И по неработающим. Подход должен быть единым. Критерий нуждаемости должен применяться ко всем. Критерий исходит из девятнадцати тысяч с половиной рублей. Он у нас один из самых высоких. Критерий нуждаемости по совокупному доходу – пенсия и работа. Но мы готовы к разным решениям. У нас есть несколько предложений для нашего губернатора. Пока мы не можем получать эти знания, то есть эти данные…

Первым не выдержал депутат Губернской думы Михаил Матвеев. «Извиняюсь, Дмитрий Игоревич. Пять минут слушал – и ничего не сказала», - умоляюще обратился депутат к врио. «Ну, давайте дослушаем», - примирительно сказал Дмитрий Игоревич.

И Гриценко запела дальше. Да, надо изменить концептуальный подход, потому что он не соответствует нынешним реалиям. Но здесь без участия научно-экспертного совета практически не обойтись. Поэтому мы туда направляем эту работу и будем информировать депутатов. Мы все данные по нашим подопечным передали. По тем, которые совершали большое количество поездок, поимённый список. Мы всё предоставим, подготовим по ЕДК, по единовременным денежным компенсациям. Но всё это можно сделать с 1 января 2018 года. Мы шестнадцать предложений приготовили

Дослушав г-жу Гриценко, Дмитрий Азаров сообщил коллегам, что время уже поджимает.

Но Матвеев молчать больше не мог. «Я правильно понимаю, что критерий нуждаемости единственный критерий, по которому будут предоставляться льготы, а критерий заслуг не будет учитываться. Из вашего обтекаемого сообщения я понял, что по теме работающих пенсионеров мы не продвинемся ни на шаг. Порог, из которого должны высчитываться компенсации, должен быть выше для работающих пенсионеров или нужно убрать его совсем», - чеканно выпалил депутат.

Гриценко ответила Михаилу Николаевичу, что нам надо определиться по позициям. Те пенсионеры, которые получают выше девятнадцати тысяч пятисот, они «зачастую не ездиют». Да, так и сказала – «не ездиют». И надо выработать единые критерии. Нужен очень чёткий анализ, на основе которого принимать решения.

Елену Гриценко поддержала единоросска-депутатка Марина Сидухина. «Критерий нуждаемости должен быть един ко всем, социальная поддержка – это не только выплаты и льготы, это межотраслевое взаимодействие, это здоровье, и нужен научный подход».

В свою очередь с Мариной Геннадьевной был солидарен заместитель председателя областной Общественной палаты Павел Покровский: «Нужен научный подход, и наше ветеранское сообщество понимает, что экономическая ситуация сложная».

Коммунист Алексей Лескин похвалил прозвучавшую реплику, что потолок пенсионерам должен быть на отметке 25 тысяч рублей. Поэтому Лескин надеется, что работа будет продолжена. Принятые по настоянию Меркушкина решения по льготам были непродуманны, либо сознательно направлены против ветеранов и пенсионеров.  

Дмитрий Азаров явно куда-то опаздывал. Однако воспитание не позволило ему попрощаться с коллегами, как он любит выражаться, без напутственного последнего слова.

«Коллеги, нужно возвращаться к выстраиванию новой системы социальной политики и, соответственно, мер социальной поддержки. Понятно, что путь этот сложный, и большой научный труд нужно сделать. У нас действительно есть пересекающиеся группы категорий, пересекающиеся  меры поддержки. Вот нам очень важно разложить всё это по полочкам. И чтобы мы чётко понимали – никаких злоупотреблений в этой сфере сама система созданная не допустит.  И, соответственно, все, кто по выработанным критериям должен рассчитывать на поддержку государства, будет эту поддержку получать. Коллеги, значит, давайте мы как поступим. Вот по этой работе мы приступаем, хоть этот труд очень тяжёлый. Понятно, что у нас сегодня по объективным причинам не присутствует Виктор Фёдорович Сазонов и Виктор Александрович Сойфер, без них, наверное, не совсем было правильно сейчас подробно этим заниматься, но, я думаю, на площадке Думы эта работа будет продолжена. За собой оставляю право в этой ситуации разработки системы мер принять решение оперативное по поддержке ветеранов. Спасибо. На этом закончили».

                                                                                                                                       Глеб Райт