Самая монотонная и элементарная, но при этом интеллектуально, этически и эстетически невменяемая избирательная кампания приказывает долго жить победителям выборов. Зато губернский «паровоз», изобретатель маховика и просто губернатор Меркушкин стал почти всемирно, по его словам, знаменит. Не так, конечно, как Чарли Чаплин. Скорее, как Бенни Хилл. Осколки его бедной по смыслу, но фантастической по глобальным угрозам и косноязычным звукоформам предвыборной риторики разошлись на мемы, хэштеги, анекдоты и частушки. «Мордовский панцирь», «отобранная группа ЦРУ, вскрывшая электронную почту областного правительства», «связной Госдепа Галина Старовойтова», «племянник дяди Сэма Навальный со спичкой», «Матвеев – орудие ЦРУ, готовый нажать на ядерную кнопку», «посол США», который должен выплачивать зарплату за «подогрев» рабочих, «план Даллеса» по развалу Самарской области и лично товарища Меркушкина, как и десятки других «огурцовских перлов», уже вошли в скрижали местного околополитического фольклора. Чего стоит только вот это «крылатое выражение» - «Это не я не сделал для народа, это вы сами сделали так, что для народа мы ничего не сделаем»... Однако, несмотря на сотни часов шаманских монологов и плоды изнурения безмерного административного ресурса, «мордовский панцирь» крепче не стал. Правда, и не треснул. За партию власти на выборах в Государственную думу в Самарской области проголосовали только 50,74% от числа явившихся на участки избирателей. При официальной окончательной явке в 52,83%.

Казалось, что уже после дня голосования и подведения предварительных итогов Николай Иванович вполне мог бы вернуться к человеческому языку или хотя бы к его отдалённому подобию. Ан нет. Глава весьма обеспеченной бизнес-семьи, многолетний лидер Мордовии по-прежнему лукаво именует своих, увы, немногочисленных критиков и оппонентов агентами Запада и ЦРУ. И радует слушателей и читателей моментально узнаваемой, мутирующей на глазах травматической, завиральной и забавной речью. «Засекин» не изменяет своей трёхлетней традиции и вновь предлагает вам дословную стенограмму восьмиминутного монолога Николая Меркушкина, прозвучавшего накануне в рамках региональной программы «Круг вопросов» на телеканале «Россия-24»

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:

- Мы знаем примерно, откуда ветер дует, кому нужна была вот эта ситуация, так сказать. Но мы знаем и другое. Если дело дойдёт до крайности, очень быстро это гнездо осиное, оно может быть разворошено. Вот. То, что потрачено много денег, то, что бросали они в бой что ли ну всё, что могли, все темы, которые давно уже с политической арены в нашей стране с политической повестки повсеместно сняты. Это даже националистическая тема. Ну, она поднималась там в начале девяностых. Помните, в разных регионах и так далее? У нас некоторые кандидаты вовсю педалировали эту тему. Это говорит уже только об одном – об отсталости понимания процессов происходящих или, может быть, даже о каких-то нездоровых вещах в поведении человека…

Это начиналось, может быть, не только там, была не только в ходе предвыборной кампании, эти некоторые моменты, они намечались ещё раньше. Я уже говорил, наши юристы подготовили больше десятка исков разных, где можно судиться, не только там честь защищать губернатора, нет. Там есть вещи, которые подрывают основы государственности. Там антигосударственная риторика. По ряду позиций наши кандидаты сомкнулись, абсолютно сомкнулись с антироссийскими силами. С антироссийскими силами. Украинские сети. В сетях украинских очень много было по поводу Самары. И это уже вещи другие. Публиковались экстремистские материалы людей, которые сегодня на Украине вовсю работают на майдановцев и против России. Были перепечатки на сайтах наших кандидатов, дела эти запрещены абсолютно. Вот человек такой не имеет права не баллотироваться, который распространяет такое, и не может и должность государственную занимать и так далее. И такого рода есть вещи, по которым подготовлены, все хоть эти сайты вычищены в течение последних десяти дней, эти сайты, но они все уже и нотариусом, скажем, заверены, да, и так далее. И, конечно, понятно, мы будем думать.

Что касается клеветы, для меня это абсолютно, в общем, меня это не трогает, а вот  те вещи, которые попытка расшатать любой ценой общую ситуацию, общую обстановку, и в целом то, что наносит ущерб и стране. И стране. По этим вопросам, не исключается, будут иски. И придётся отвечать. И теперь, я думаю, это, о чём я писал вот примерно за три месяца  до выборов, я думаю, точно пена ушла. Да, кто-то из них, думаю, будет по партийным спискам, но эта партия тоже будет долго раскаиваться, долго, что она может в Самарской области в итоге себя похоронить. В последующие пять лет может похоронить, потому что там риторика, которая была, она абсолютно ничего не имеет общего с риторикой и программой той партии, которая, скажем, декларируется. И дальше так будет - всё больше и больше самарских людей, проголосовавших за эту партию, они всё глубже и глубже будут понимать, куда их заводят, куда по большому счёту в ходе выборов этих уже зашли. И кто ими ведёт, и кто какую, значит, это, условно, идеологию в конечном итоге проповедует. Вот. Поэтому, конечно, вот мы на самом деле в этом смысле прославились, мы оказались в эпицентре, в эпицентре, в том числе, западных антироссийских сил.

У нас были тут все. И от посла Соединённых Штатов Америки, и там Би-би-си, и «Вашингтон пост», и «Нью-Йорк Таймс» приезжали, да.  Кто только не был, и как всё это не подавалось. И понятно, что они тоже не просто так приезжали. Потому что ими давались сигналы, сигналы не только публичные, но и люди, которые с ними связаны напрямую, их сюда подтягивали. Это очень большие риски для отдельных людей, которые в том числе ведут бизнес в Самарской области. Очень большие риски. Очень. Что тут можно заиграться. У нас сейчас в стране приняты законы соответствующие. Законы. Как и в любых странах там, в той же Америке и так далее, если ты начинаешь подыгрывать тем силам, которые задачу ставят расшатать и очередной Майдан организовать в той или иной стране, в частности в России, то это может, в общем, кончиться плохо.

И те деньги, которые в том числе вкачивались. Потому что понятно, что у той партии, которая так себя вела, таких денег нет, она и этот кандидат, он потратил больше, чем любой другой от всех партий, любой, это самые большие деньги по всем аналитическим оценкам. Это понятно, что его очень активно финансировали разные силы, в том числе те, которые вовсю заинтересованы в раскачивании лодки или ситуации общей в стране. Плюс ещё интересы совпали там отдельных наших вот кандидатов с интересами тех сил прозападных, чтоб в Самаре сохранить то, что было ранее. И центры подготовки, а они были, они есть, центры подготовки, подобные украинским, какие на Украине были, они есть, они собираются, заседают, учатся там, как, в какой ситуации себя вести, значит, и так далее. И если вдруг тут большинство, абсолютное большинство людей начинает поворачиваться немножко в другую сторону или вставать на другие рельсы, конечно, для них это смерти подобно, что Майдан организовать или там здесь спичку бросить, там в Тольятти условно, да, и этот пожар охватит всю страну, уже почвы под это просто её не будет. И мы в этом смысле, конечно, существенный шаг сделали.

Подготовил Глеб Райт