В четверг, 21 апреля, когда в Самаре уже закончился дождь, первый путинский премьер-министр, а ныне лидер Партии народной свободы (ПАРНАС) Михаил Касьянов встретился с самарским оппозиционным активом в фешенебельной гостинице «Ренессанс» в рамках тура «Волна перемен». Посмотреть на живого лидера либерального движения мог любой желающий. Хотя руководитель самарского НОДа Дмитрий Гуренков со своими ура-патриотическими друзьями был вынужден мёрзнуть на ветру с плакатом про фашизм.

«Волна перемен» пойдёт от «Ренессанса»

Михаил Касьянов, пожалуй, не самый яркий лидер либерального оппозиционного движения России. В популярности он заметно уступает убитому в прошлом году у стен Кремля сопредседателю ПАРНАСа Борису Немцову и борцу с коррупцией Алексею Навальному. Но теперь формально на либеральном фланге только бывший премьер имеет возможность участвовать в выборах. Конечно, можно было бы вспомнить ещё и узнаваемого политика Владимира Рыжкова, благодаря усилиям которого РПР-ПАРНАС получила государственную регистрацию, но... учитывая историю отношений между Касьяновым и Рыжковым в последнее время, их союз уже практически невозможен. Поэтому Рыжков решил пойти на выборы по списку «Яблока». Симптоматично, что вопрос отношений этих двух оппозиционных политиков ни на одной из публичных встреч Михаила Касьянова в Самарской области не поднимался.

Посмотреть на «Волну перемен» в «Ренессансе» собралось порядка пятидесяти человек. Показательно, что десять лет назад, когда Михаил Касьянов впервые приезжал в Самару в качестве лидера «Народно-демократического союза», он так же собирал сторонников в «Ренессансе», а останавливался в президентском люксе. На той встрече присутствовало около 150 человек, включая чиновников областного правительства, депутатов губернской, тольятинской и самарской Дум, многие из которых сегодня являются членами «команды губернатора Меркушкина». Тогда, как и сейчас, политик говорил об ошибках Путина, о Ходорковском, и кому-то даже могло показаться, что Касьянов ещё может вернуться. Если не в правительство, то хотя бы в Госдуму.

«Дороги у вас ужасные. Едешь по центральной улице, проваливаешься в ямы на полметра» - посетовал Михаил Касьянов еще до начала мероприятия. Самарцы в ответ меланхолично замечали: «В Омске, говорят, ещё хуже».

После краткого вступительного слова организатора мероприятия и лидера «Партии Прогресса» в Самаре Екатерины Герасимовой Михаил Касьянов, предварительно пообещав говорить недолго, начал вспоминать.

Вера в Путина и ошибки…

«Последние честные выборы в России прошли в 2000-м. Тогда Владимир Путин набрал 53%. И все мы в него верили. И я тогда согласился стать председателем правительства именно потому, что я тоже верил в Путина. Первый срок его президентства ознаменовался многочисленными реформами и помог вывести страну из кризиса. Тогда мы смогли совместными усилиями навести порядок и обеспечить экономический рост за счёт поддержки предпринимателей. ВВП рос по 6-7% в год, а доходы населения – по 15% в среднем. И это действительно так. После моего ухода из правительства рост продолжался вплоть до 2008 года, до экономического кризиса».

Ключевые экономические ошибки Путин, по версии Касьянова, начал совершать после его ухода.

«Во время кризиса 2008 года Владимир Путин разбазарил все резервы страны, спас тем самым крупных олигархов и сделав их пожизненно обязанными себе, – без лишнего возмущения продолжил экс-премьер своим бархатным голосом. – Те средства, которые должны были использоваться сегодня для поддержки пенсионного фонда, были потрачены в 2008 году».

«Сейчас модель Путина "капитализм для друзей" больше не приносит стране доходов и роста. Россия находится в системном кризисе. Мы считаем, что власть сегодня раздает обещания, которые не в состоянии выполнить», - почти без эмоций, глядя в зал, заявил политик.

По его словам, экономический рост государства всегда основывается на инвестициях, а инвесторами экономики могут быть население, предприниматели, банкиры или иностранные инвесторы.

«Для того, чтобы получать инвестиции, нужно доверие, которого у нынешней власти уже нет. Благодаря внешней политике президента страна попала в самоизоляцию. Путин разругался со всем миром. То, что Европа закрыла глаза на невыполнение Россией «Плана Медведева-Саркози», убедило президента в том, что такое поведение – норма. В этом его ошибка».

Мировые лидеры, согласно видению Касьянова, не смогли простить России действий в отношении Украины. «Россия была гарантом суверенитета и целостности Украины. Путин же своими действиями, главным образом аннексией Крыма, нарушил и разрушил сразу несколько договоров. Он поссорил наши народы надолго. Никаких объективных причин для захвата части территории соседнего государства не было, а всё, что приводит в пользу аннексии Путин – пропаганда».

А теперь пара слов о… репрессиях

Во второй части выступления Михаил Касьянов обрисовал перспективы сложившейся ситуации, как видит их он: «Я утверждаю, что нынешняя власть не способна восстановить доверие инвесторов. А без инвестиций не может быть роста. Резервов для государственного инвестирования у России нет. Акцизы на бензин были повышены уже дважды за этот год. Теоретически власть может только начать печатать деньги. Но мы уже через это проходили, и это было ужасно. И даже Владимир Владимирович пока боится использовать этот вариант. И хотя сейчас правительство привлекло такого квалифицированного специалиста, как Алексей Кудрин, это мало что даст. На данном этапе никакие экономические реформы не помогут без реформ политических. К тому же, любая реформа – это риск, а Путин сейчас не может себе такой риск позволить. Он может зажимать, закатывать, пугать, давать спецслужбам полномочия стрелять без предупреждения в толпу. Но не рисковать».

Закончил Касьянов своё выступление агитацией: «У нас с вами есть Конституция, которую пока не отобрали. Есть хотя бы на бумаге. Поэтому мы должны использовать наш единственный шанс – выборы. Мы не хотим никаких бунтов. Мы всего лишь требуем проведения честных выборов. Мы должны добиться, чтобы до сентября людям, которые хотят представлять общественные интересы, дали поработать. Мы, партия ПАРНАС, хотим представлять ваши интересы, интересы среднего класса. Конечно, перемены неизбежны. Но они могут быть плавными и мирными и… не очень плавными. Здесь, в Самарской области, будет региональный список от Демкоалиции на выборах в Губернскую думу. Безусловно, ваш регион – один из базовых для России. И этот год – решающий. В том числе и для Путина. Потому что те репрессии, которые есть сейчас – выборочные. А если начнутся более широкие репрессии, прощения уже ни для кого не будет».

После дождика, в четверг, 21 апреля…

Были еще пассажи о том, как Михаил Касьянов «три года боролся с олигархической бригадой во главе с Ходорковским», как «Николай Меркушкин освобождал от налогов предприятия Михаила Борисовича», а также про поддержку нынешним самарским губернатором, а тогда главой Мордовии, «всех либеральных преобразований», проводимых в 1990-е и начале нулевых. Тем не менее, бывший премьер считает, что главу ЮКОСа осудили неправомочно, потому что Ходорковский пользовался существующими тогда налоговыми льгтами и законами, которые позже удалось отменить по инициативе Касьянова. 

«Приезжал в Мордовию и открывал вместе с Меркушкиным первое интернет-кафе, созданное на деньги Ходорковского в городе Саранске», - вспомнил московский гость. По его мнению, нынешний глава Самарской области не то, чтобы идёт на сделку с совестью, забывая свои связи и контакты, сколько привык подчиняться власти. Может быть это и позволяет Меркушкину так долго быть на плаву.

А в это же самое время где-то на другом конце города, в самарской областной филармонии, нетонущий, условно говоря, губернатор традиционно призывал к борьбе с пятой колонной и в окружении подведомственных служащих готовился к проведению Парада памяти 9 мая.

У центрального входа отеля «Ренессанс» руководитель самарского отделения НОД Дмитрий Гуренков стоял на ветру с плакатом «НОД остановит англо саксонский фашизм».

Улица Ново-Садовая, ведущая к резиденции губернатора и на которой стоит отель, где воспоминаниями о России делился бывший премьер страны, стояла в пробке.

Горожане возвращались после работы домой по «ужасным» самарским дорогам. И верили, что где-то есть ещё более ужасные.

И не знали, что с одной стороны «Волна перемен», а с другой – «команда созидания».

Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]