Авантюрная комедия (ну не божественная же, правда?) по образцово показательной дрессировке ректоров и профессорско-педагогического состава самарских университетов развивается успешно и демонстративно последовательно. Буквальное вдалбливание неотвратимости вузовского слияния с подтасовской или путаницей по безграмотности фактов и аргументов вступает в заключительную фазу. Губернатор с широко закрытыми глазами и надёжно заткнутыми ушами знает - что, для чего и для кого он делает. В него вселился Ливанов. Или даже тот, что над Ливановым. Возможно, это совсем не так. Возможно, губернатору это только кажется, или он просто так думает. Но смотреть на то, как взрослых людей, профессоров и не совсем уж плохих учёных, превращают в кис воробьяниновых, в фердидурок, в послушных подростков,  и очень смешно, и очень больно. Но Бендера, как известно, уже понесло. Лёд тронулся, господа присяжные! Уже концепция объединения подоспела. Невероятно похожая на бессмертное художественное полотно турецко подданного, которое, кажется, называлось «Сеятель, разбрасывающий облигации госзайма». Меркушкин уже назначил Меркушкина председателем рабочей группы…

 

Вы можете упрекнуть меня в излишней иронии и хулиганской несерьёзности, когда речь идёт о «судьбах учебных заведений со своей историей и традицией». А вот напуганных или запуганных, не последних жителей Самары с тоскливо посеревшими лицами выслушивающих административно-популистский бред стоит только пожалеть. Да?..

У всех трёх административно, унизительно и произвольно объединяемых вузов множество проблем, недостатков, ущербов и дефектов. Как и у подавляющего большинства постсоветских, полуказённых или полностью казённых вузов.  Но не губернатору с его советником делать квалифицированную экспертизу и определять стратегию высшего образования. Просто в силу объективных обстоятельств, знаний и умений.

А вы не подскажете, что делает в рабочей группе специалист по исполнению наказаний и по совместительству председатель Губернской думы, возведённый за неведомые заслуги в ранг почётного гражданина области? Дядька он вроде незлобивый, не людоед и не садист, но разве этого достаточно, чтобы университетами ворочать?!

И вообще почему-то никого вовсе не смущает, что федеральные вузы реформирует гражданин губернатор, не имеющий к ним никакого непосредственного отношения? И вводит в эту нелепую рабочую группу каких-то местных чиновников с крупными хозяйственниками?..

Куда летишь ты, простите, а где собственно учредитель федеральных вузов? Дай ответ! Не даёт ответа…

Почему молчит Ливанов? И почему депутаты Госдумы из «Единой России», поднявшие всё-таки голос против того, как это объединение осуществляется, апеллируют не к Меркушкину, а всё же к Ливанову?..

А где эти девятнадцать с половиной тысяч, подписавших в Интернете обращение к Владимиру Путину с просьбой не уничтожать университеты посредством объединения? Где они прячутся? Почему не выходят на свет?..

Давайте оставим демагогию о том, как укрупнение даст много-много денег будущему «национальному самарскому университету» из кризисного федерального бюджета. Николай Меркушкин, в силу опыта и темперамента не способный к диалогу и равноправному спору, несколько раз на встречах с преподавателями и студентами раздражался, бросая резкие характеристики в адрес, прежде всего, технического университета. Ну что ж. Я вполне себе представляю господина Ливанова вместе с несколькими уважаемыми экспертами из Высшей школы экономики, которые пришли бы и сказали всё, что думают про самарские университеты. Мол, учредитель вынужден считать деньги, лишних средств сейчас нет, и необходимых уже не хватает, и будет вскоре ещё тяжелее. Поэтому мы вынуждены сказать вам горькую правду об оптимизации расходов и всё-таки сохранении сколь-нибудь квалифицированного и конкурентного образования. Поэтому, простите, но политика и экономика диктуют суровые меры.

Все остальные аргументы и рассуждения – мистификация. Лучшие вузы мира насчитывают от шести до двадцати тысяч студентов. Объединения и ассоциации дают результат, когда объединяют действительно эффективные научные школы и направления, снимая границы и концентрируя, прежде всего, интеллектуальные, а затем и технологические ресурсы. И инициируют эти процессы сами учёные и преподаватели, сами научные и образовательные школы, сами научные лидеры.

А Мордовский государственный университет имени Огарёва и черемиса Никона даже на жителей периферийных Васюков не произведёт никакого магического воздействия. Потому что губернатор не произносит ни одной репутационной фамилии или сколь-нибудь значимого научного достижения. У него вообще с персоналиями туго. Ему лишь бы крупные объёмы осваивать, получать субсидии, льготные кредиты и прочее безвозмездное финансирование из мифической бездонной бюджетной бочки…

Но буде наблюдать за радиоуправляемыми струйками в фонтане. Вернёмся к концепции, которая опубликована на сайте самого упрямого и, как выяснилось, гордого технического университета. Эта научная доктрина…  Простите, сейчас я просмеюсь, проплачусь, высморкаюсь и продолжу…

Так вот эта, с позволения сказать, концепция или проект концепции – это уже совсем какие-то неприличные Нью-Васюки с межгалактическими шахматными Олимпиадами. Не иначе, как советник один губернаторский сочинил. Похожий то ли на Берию в молодости, то ли на Шурика из комедий Гайдая, то ли на пелевинского креативщика. Уважаемый, «объединённый национальный исследовательский университет» - это же не кандидат в главы сельского района на выборах, которые уже отменили. «Повысим пенсии в десять раз», то есть зарплаты преподавателям сделаем в два с половиной раза больше средних по экономике. Сохраним автономию объединяющихся вузов.

Где вы и на что возьмёте эти деньги? Если уже сейчас есть весьма перспективные исследования, то почему вы были к ним финансово равнодушны? И как можно сохранить автономию сливаемых университетов, если автономией будут наделены согласно цветному рекламному проспекту под названием «концепция» пока ещё неведомые никому академии и институты? Кто будет возглавлять эти чудо-исследовательские и образовательные структуры, если вы с вашим шефом готовы назначать ректорами любых верноподданных граждан, даже если им придётся после железнодорожного депо глубоко вникать в философию Хайдеггера и микробиологию?..

А какие замечательные рисунки на уровне детской компьютерной графики сопровождают эту невероятную по банальности концепцию?! Нет, если бы её сдал десятиклассник на уроке информатики, то можно было бы поставить четвёрку с минусом. Старался ведь и за ночь успел, дьявол…

И где был раньше губернатор со своим советником, если так умопомрачительно легко начать строить нечто изумительное, научное, образовательное, прямо попадающее в мировое ТОП-100?! Посмотрите на себя в зеркало, послушайте, что и как вы говорите. Какой инновационный прорыв? Куда прорыв? Спросите у грамотных людей. У Вексельберга хотя бы спросите, как он там в Сколково наприглашал учёных и преподавателей с мировым именем, которых вы обещаете затащить в Самару? Или вам так нравится унижать самарских докторов наук, боящихся сломать свою скромную карьеру и надеющихся, что когда-нибудь вы всё-таки от них отстанете. Вы даже того, что есть позитивного и современного в вузах, понять не можете, потому что ставите на сторожей, а не на интеллект.

Ведь если на вашем же сленге охарактеризовать эту концепцию, то смысл её прост, как мычание Владимира Владимировича. Я имею в виду Маяковского. Ребята, не рыпайтесь, деньги добываем мы, вернее, Николай Иванович. У государства, у Газпрома, у Роснефти, неважно у кого, добываем мы, а вы объединяетесь, и всё будет зашибись! И 20 процентов студентов из дальнего зарубежья. И 20 процентов лучших преподавателей со всего мира!

Если вы им будете платить, как футболистам «Крыльев Советов», то да, конечно. Но сегодня, особенно сегодня, когда вы через слово говорите о гнилом Западе, который гадит Фурсову в магазинах, во дворах и на улицах, это как-то совсем не патриотично и абсолютно утопично. Но вы-то знаете, что нет никаких утопий, а есть пиар. И умение получать деньги за верность и ловко скроенные «концепции».

Нет, двадцать процентов из дальнего зарубежья – это сильно. А что? Кто скажет, что Венесуэла – это ближнее зарубежье, пусть первый бросит в меня камень. Главное – не существо, а вещество. То бишь казуистика, цифры, пункты, показатели, за которые могут подбросить финансирование, если оно ещё будет.

Объединятся ли самарские преподаватели и студенты против объединения? Вряд ли. Они уповают лишь на то, что события в стране или какая-то очередная идея-фикс увлечёт эффективных администраторов из маленьких процветающих в долг территорий ещё большим глобализмом и актуальной конъюнктурой.

Но пока вузовскую публику пугают коленом, через которое «не будут ломать».

Вы хотите объединиться! Вы сами хотите объединиться! Вот видите, что вы сами хотите объединиться! Вы делаете это добровольно! Вы слушаете и слышите! Покажите, как вы хотите! Ну-ка добровольно, добровольно. Ещё добровольней. Ещё! Начинайте уже хотеть!  Время пошло. У нас длинные руки. Одарённые дети Поволжья в Гагарин-центре ждут вашей помощи. Внуки нам не простят.

Уже пошёл подготовительный период. В  2016 году начнётся переходный период. А в 2019 году мы уже выйдем «на устойчивый режим развития объединённого вуза». Если доживём.

Не дай нам бог сойти с ума от этого слабоумия…

 

Глеб Райт