В Самаре появятся «советы старейшин». Точнее, общественные советы при профильных департаментах. Городская власть внезапно озаботилась имиджем и заговорила об «обратной связи» и «общественном контроле». Хотя, конечно же, никаких реальных рычагов воздействия на работу чиновников у «городских аксакалов» не будет.

 

Активность на выходе

Странно, но как только начались серьезные разговоры о том, в каких «разнообразных формах» мэры крупных городов, в том числе и Дмитрий Азаров в Самаре, перестанут быть самостоятельными и станут назначаться «сверху», так тот же Азаров развил такую кипучую «реформаторскую деятельность», которой не отличался последние три года. Миллионные штрафы за сосульки и граффити, революционная перестройка схемы движения в исторической части города и введение запретов и ограничений на передвижение там автотранспорта, «радикальное перетряхивание» департамента строительства, разнос проекта обновленных ПЗЗ – вот неполный перечень инициатив, озвученных и «проталкиваемых» самарским мэром в последние месяца два. Интересно, к чему такая активность в момент, когда, по сути, ему уже предложено паковать чемоданы (ведь вряд ли у Азарова есть шанс быть назначенным Николаем Меркушкиным на пост сити-менеджера)?

На днях стало известно еще об одной подобной инициативе – создании общественных советов при департаментах администрации. Мэру захотелось «общественного контроля» и обратной связи, причем «быстро и тут». И «масштаб размаха» поражает: при одном только департаменте благоустройства и экологии «общественников» обещано собрать человек 40-50. Если последовать совету Аркадия Райкина и посчитать («22 бугая, да по полтора часа») все департаменты администрации Самары, то… Получается какой-то «всенародный земский собор», не иначе. Ну, или что-то вроде так и не состоявшегося XXIX съезда КПСС.

Зачем такие грандиозные «столпотворения»? Глава Самары не особенно и маскировал «главную мысль», заявив: «Сегодня обязательным условием работы любого департамента является взаимодействие с общественностью». Конкретно же каждый «старейшина» в Самаре получит аж целый ворох прав:

  • «Максимально быстрое предоставление информации, касающейся деятельности департамента» – ответ на любой вопрос «не более чем за сутки»;
  • Участие в выездных проверках и приемке работ «на транспорте, предоставленном департаментом»;
  • Возможность «смело высказывать свои замечания и предложения».

Это пока все преимущества, о которых написали муниципальные СМИ. И если кому-то покажется, что «права» эти «по идее» (ну, кроме, разве что, «предоставляемого департаментом транспорта») должен иметь любой неравнодушный житель Самары, то… Но тут позвольте автору скромно промолчать.

 

Лицом к интерфейсу

Состоялась даже «пилотная встреча», или «заседание совета по благоустройству и экологии 1.0». Азаров и руководитель профильного департамента Иван Филаретов собрали «кандидатов в общественный контроль» и обсудили с ними «насущные проблемы».

Странным образом (а может, и совсем не странным) разговор «о насущном» быстро «уперся» в «муниципальный геопортал», своего рода виртуальный «ящик жалоб и предложений». Насущнее проблем, видимо, не нашлось… «Озабоченная общественность» в лице Сергея Симака попеняла чиновникам на то, что информация там подается сухо, казенно, «не для рядового читателя». Мэр тут же откликнулся: «Абсолютно правильное предложение! В первую очередь портал должен быть ориентирован на людей. Нужно делать удобный, дружественный интерфейс!».

В общем, можете не соглашаться, но лично я вижу очередное «изображение работы с людьми», из разряда «уже активно действующих» ТОСов, советов многоквартирных домов и прочих «декоративно-прикладных» организаций. Хотелось бы «со временем ошибиться», но «реальных механизмов», которые смогут «переломить» этот тренд на «изображение обратной связи», пока не видно.

 

А как  надо?

Любопытствующий читатель может спросить (если мы с ним, читателем, примем официальную версию городских чиновников – им –де нужен «общественный контроль» и «обратная связь»): ну а как добиться того, чтобы она, неравнодушная общественность, могла реально, а не в декоративных советах при департаментах, многоквартирных домов и прочих ТОСах, влиять на власть и побуждать ее принимать решения правильные для людей, а не для чиновников?

Ну, если абстрагироваться от «тутошних реалий» и перейти в жанр «настоящей фантастики», то далеко ходить всё равно не придется. Надо просто вернуться в те славно-плюсквамперфектные (то бишь, давно прошедшие) времена, когда современная российская система МСУ формировалась. Тогда она резко «похерила» мировой опыт и пошла проверенным путем – перефразируя Виктора Черномырдина, хотели много всего хорошего, а получили всё равно советы народных депутатов и исполкомы. Разве что парткомы исчезли (но с появлением «Единой России» и из этого «славного опыта» многое возродилось).

А ведь он, мировой опыт, предоставлял на выбор массу моделей того, как сделать настоящие (а не декоративные) «общественные контроли и обратные связи». Не буду читать лекцию о МСУ в странах Европы – отмечу лишь одну общую черту. При всем разнообразии форм в (например) Швеции, Швейцарии или Нидерландах количество работающих на постоянной основе чиновников в «администрациях поселений» колеблется от одного до пяти. Не «главных», не «категории А», а всего. Один «зарплатный» комиссионер в шведской коммуне, до пяти чиновников местного совета – в швейцарской, несколько (зависит от числа жителей) членов магистрата в Нидерландах. И всё! Остальные должности исполняются на добровольной и безвозмездной основе. Никаких глав департаментов, начальников отделов, секретарш, водителей, сисадминов и «службы безопасности»…

Думаю, теперь объяснять, зачем «им там всем» нет нужды особо заботиться об «общественном контроле» и «обратной связи», не стоит? Ну и без пафосного заключения про то, что МСУ у нас в России никогда не получит реальной помощи от граждан любой степени компетентности, пока не станет «пускать» их в реальное (а не «нарисованное» на бумаге) управление собственным муниципалитетом – без этого тоже позвольте обойтись.

Дмитрий Копалиани