Превращение центра Самары в историческое поселение с присвоением соответствующего статуса стало, наверное, одним из самых масштабных проектов в региональной столице за последнее десятилетие. Приблизительная стоимость всех изменений до падения рубля была оценена в 195 миллиардов рублей. На каком этапе находится работа над проектом в настоящий момент и не внесли ли время и пандемия коронавируса свои коррективы в планы по преобразованию города, «Засекин» побеседовал с советником губернатора по градостроительной политике, доцентом архитектуры Виталием Стадниковым.

О возвращении Самаре статуса исторического поселения, которого региональную столицу в числе ряда других городов России лишили в 2010 году, заговорили в конце октября 2018 года. Примерно тогда же специалисты начали разрабатывать проект и уточнять границы города до 2014 года.

После года с лишним работы, 27 декабря 2019 года, статус исторического поселения регионального значения был принят. Границы были утверждены в черте улиц Засекина, Арцыбушевской, Льва Толстого, Буянова, Чкалова, Самарской и набережной реки Волга. Воплощение проекта в жизнь было рассчитано до 2040 года и включает в себя модернизацию инженерных коммуникаций и комплексное благоустройство улиц. Проект предполагает отказ от поквартальной застройки и ограничение этажности домов.

Советник губернатора по градостроительной политике, доцент архитектуры Виталий Стадников рассказал, что, несмотря на экономический кризис и пандемию коронавируса, планы по воплощению проекта в жизнь не изменились. Сам статус исторического поселения принят, как и границы и предметы охраны.

Также был урегулирован вопрос с «выпавшими» из списка 793 зданиями. Напомним, это произошло в декабре 2019 года. Список ценных градоформирующих объектов составили, и теперь его нужно будет утвердить в проектном офисе по разработке исторического поселения. Это будет сделано, когда учреждения будут работать в нормальном режиме, то есть после отмены режима самоизоляции. Также предстоит еще много работы с выявлением новых исторически ценных строений и с ансамблем исторических улиц.

Это наиболее ключевые изменения предмета охраны.

В то же время, в научно-исследовательском и проектном институте генплана Москвы разрабатывается проект объединенной охранной зоны с более строгим режимом застройки по заказу самарского регионального управления госхораны объектов культурного наследия.

Объединенная охранная зона будет включать в себя все зоны охраны объектов федерального значения, то есть охватит 60%, а может, даже и больше территории исторического поселения. До конца года, как сообщил г-н Стадников, также будут разработаны регламенты исторического поселения, определяющие правила и допуски по высотности зданий и всем остальным параметрам.

К сожалению, период, когда регламенты еще не готовы, может стать опасным для сохранения всего, что архитекторы планируют включить в историческое поселение. Г-н Стадников прокомментировал этот момент подробнее.

— Сейчас, конечно, в эдакое «межвластье», безусловно есть опасность того, что будут возникать всякие разрешения на строительство и тому подобное в границах исторического поселения. И попытки такие действительно есть. Например, есть опасность для 112 квартала — Ульяновская-Галактионовская-Самарская. Там сейчас «Трансгруз» активно пытается узаконить строительство высотного объекта. Под этот участок даже была разработана зона охраны, которая предполагает строительство до 41 метра, то есть примерно 14 этажей. Разработана она некими скандально известными специалистами из Саратова. Есть такие прецеденты с нечистоплотными экспертами, иногда даже с нашими, местными. Участок на улице Буянова прошел комиссию по застройке по отклонению от предельно допустимых параметров по высоте в нарушение градостроительного кодекса, который требует не отклоняться в границах исторического поселения. То есть пока такая подстройка практики идет, но туговато. И я уверен, что в течение этого года будет масса попыток «договориться», отстоять свое и пролоббировать строительство, пока идет работа над документацией поселения, — полагает собеседник «Засекина».

Так или иначе, к тому моменту, когда старая Самара приобретет статус исторического поселения, вышеупомянутые территории окажутся под защитой самого высокого уровня. А пока местным архитекторам и градозащитникам предстоит точечно противостоять застройщикам, для которых прибыльная земля в самом центре города и выгода, которую она может принести, куда важнее, чем любая историческая память.

Сергей Любимов