В минувшее воскресенье  профсоюз медработников «Действие» провел в Самаре пикет против, как они это называют, «аутсорсинга водителей» Скорой медицинской помощи (СМП). Профсоюз позиционировал мероприятие как протест сотрудников «ГБУЗ Самарская СМП», хотя в нём приняли участие лишь около 20 водителей. Это, по данным «Засекина», около 5-7% водителей городской «скорой». За неделю до этого профсоюз выступил с открытым письмом против «аутсорсинга водителей», указав в качестве главного адресата президента России Владимира Путина. Но реальна ли проблема, о которой говорят члены профсоюза, вопрос открытый.

В самарском Гайд-парке – в сквере у стадиона «Нефтяник» в Куйбышевском районе Самары в воскресенье собрались около 20 человек – преимущественно водители самарской скорой.

«Нам не нужны коммерсанты», «Нет коммерции 03», «Скорой помощи нужна помощь», «Нет аутсорсингу», «Администрацию на линию», – гласили плакаты и транспаранты протестующих. По их мнению, самарские власти готовятся отказаться от использования собственного автопарка и передаче транспортных функций коммерческой структуре. Это, как считают протестующие водители, может негативно сказаться на надежности организации экстренной медицинской помощи жителям Самары. По информации «Засекина», в правительстве региона действительно обсуждается такой вопрос с целью полного обновления всего автопарка за счет внебюджетных фондов. Сегодняшний парк карет скорой помощи изрядно изношен и большая часть машин регулярно требует ремонта. Водителей же, по предварительным данным, предполагается перевести в штат компании, которая выиграет ещё даже необъявленный конкурс.

Неделю назад профсоюз распространил открытое письмо «сотрудников «ГБУЗ Самарская СМП», адресованное Владимиру Путину, а затем по списку: депутату Госдумы Александру Хинштейну, губернаторы Дмитрию Азарову, министру здравоохранения Самарской области Михаилу Ратманову и главврачу «ГБУЗ Самарская СМП» Вячеславу Малахову. Именно в таком порядке: депутата Хинштейна поставили выше главы региона. Ни фамилии авторов, ни количество подписей под письмом не указаны.

«Руководством взят курс на отказ учреждения от собственного автопарка для линейных бригад скорой помощи, и отказ от собственного штата опытных водителей скорой помощи. Мы решительно возражаем против такой реформы», - говорится в письме.

Авторы приводят свои «аргументы», среди которых «угроза ухудшения качества и доступности экстренной медицинской помощи населению города Самара», увеличение времени прибытия бригады скорой помощи, угроза стабильной работы станции в зависимость от коммерческой коньюнктуры и интересов частника.

И всё это, как ни странно станет возможным, по их мнению, в результате замены более 60 старых карет скорой помощи на новые и современные.

Конечно, в действительности водители обеспокоены не этим. Они, несмотря на то, что водителей, по неофициальной информации, будут трудоустраивать в штат коммерческой компании, которая получит контракт на аутсорсинг, опасаются потерять рабочие места, а потому находят аргументы против обновления автопарка. 

Протестующие ссылаются на неудачный опыт Перми, где в 2010 году из-за невыплаты зарплаты работа скорой была парализована забастовкой водителей. 

Согласно ст. 413 ТК РФ, работники станций скорой и неотложной помощи не имеют права на забастовку, а вот водители частной компании, предоставляющей СМП транспортные услуги, такое право имеют. 

Самарские водители «скорой» напоминают о случае Уфы, где водителям аутсорсинговой компании приходится существенно перерабатывать.

Но есть и ещё один нюанс организации работы подстанций скорой помощи, о которой группа протестующих водителей умалчивает. Автопарк самарской «скорой» серьёзно изношен и большая часть машин требует регулярного, а часто и непредвиденного ремонта. Организацией ремонта занимаются закрепленные за каретой скорой помощи водители. Рассказывают, что нередко ремонты производятся в так называемых «гаражных автосервисах» с использованием подержанных или некачественных запчастей. А после выставляется чуть завышенный счет за ремонт. Разницу между реальной стоимостью ремонта и документальной некоторым водителям удается присваивать. Есть случаи слива водителями ГСМ из карет «скорой». Такие методы «подработки» в частной компании, в отличии от государственного автопарка, будут водителям недоступны. Хочется верить, что именно благородные мотивы, а не потенциально «упущенная прибыль» движет этим протестом. 

Максим Уэбер