Женщина (по словам очевидцев —цыганка), отправившая своего маленького сына добывать из мусорного бака возле супермаркета продукты, возмутила людей не только в Самаре, но и за пределами губернии. Её ищет полиция, осуждают пользователи сети (хотя некоторые и встали на её защиту), но если подумать, то это только верхушка быта людей, привыкших жить за чертой бедности.

 Вызвавшее широчайший общественный резонанс видео, на котором некий житель района Крутые Ключи возмущается тому, что две цыганки посылают ребёнка (на вид лет 10-12) лазить в мусорном баке возле сетевого супермаркета, разлетелось по всем информационным ресурсам Самарской области в течение одного вечера и вызвало вполне закономерную и предсказуемую реакцию. Горе-мать ищет полиция, пользователи рунета искренне возмущаются, как так можно поступать с собственным ребёнком. Возмущаются, пожалуй, по делу: трудно не согласиться с тем, что мусорный контейнер для ребёнка, пусть уже и не совсем маленького — совершенно неподходящее место, которое грозит множеством болезней: от грибковых инфекций до заражения крови и столбняка.

С общественностью проявил солидарность депутат Самарской губернской думы, лидер фракции КПРФ Алексей Лескин, являющийся членом комитета СГД по здравоохранению, демографии и социальной политике.

Правда, в отличие от основной массы читателей новостных порталов, г-н Лескин мыслит шире и сразу предполагает варианты мотивов, которые могли руководить женщиной.

— И органы по делам несовершеннолетних должны включиться, и органы опеки, и соцзащиты. Я, конечно понимаю, что у цыган своя субкультура, иди докажи — это её ребенок был или не её. Но если видео хорошего качества, я думаю, будет возможность установить, кто заставлял дитя лазить в мусорку, с какой целью.

Правда, связаться с уполномоченной по правам ребенка по Самарской области Татьяной Козловой в течение двух рабочих дней по телефону, указанному на сайте губернского правительства, «Засекину» не удалось.

Г-н Лескин полагает, что если с детства ребенка заставляют лазить по мусорным бакам, семьи, возможно, очень сильно бедствуют.

— Либо как несколько лет назад показывали по телевидению. Одна цыганская семья в Зубчаниновке просроченные продукты собирала и делала пиццу, салаты, и в торговую сеть отправляла с наклейками, — добавил депутат.

В отличие от г-на Лескина, общественник Антон Рубин, руководитель общественной организации «Домик детства», настроен несколько менее радикально. По поводу цыганских семей у него нет однозначного мнения. Рубин напоминает о том, что это отдельный народ со своей культурой, взгляды которой сильно расходятся с точкой зрения общепринятого в России права. Если абстрагироваться от национальных особенностей и субъективной реакции, проистекающей из столкновения двух радикально различных взглядов на жизнь, то возможностей для законного преследования на самом деле остаётся не так уж много.

— С юридической точки зрения тут сложно к чего-то докопаться, максимум, что можно инкриминировать родителям этих детей — неисполнение родительских обязанностей и пребывание детей в антисанитарных условиях, но не более того, — полагает общественник.

По его мнению, можно привлечь родителей за принуждение к попрошайничеству, но за принуждение к лазанию по контейнерам по закону привлечь нельзя.

— Он же [мальчик] ни у кого не просил, брал то, от чего люди добровольно избавились — резюмирует общественник.

«Брал то, от чего люди добровольно избавились». На самом деле именно эта фраза позволяет выйти в рассуждениях об инциденте на контейнерной площадке в Крутых Ключах на другой уровень и вспомнить о недавних событиях, которые освещал самарский паблик «Черный список».

Около мусорных контейнеров на пересечении улиц Мичурина и Революционной из ближайшего супермаркета выбросили много просроченных продуктов, что привлекло заметное количество народа. И вряд ли это были только цыгане. На этом фоне особенности национальностей и воспитания детей в разных культурных средах сами собой отходят на второй план и остаётся главное: бедственное положение в стране в принципе.

Одни выбрасывают продукты, которые просто не успели продать из-за избытка, а другие рады тому, что можно не тратить хотя бы часть своей мизерной пенсии или зарплаты, половину из которой «сжирают» счета за ЖКХ, регоператоры и Пенсионный фонд.

Кто-то, конечно, шутил про появление в Самаре фриганов — людей, которые даже имея приличный достаток, принципиально ищут выброшенные годные продукты в мусорных контейнерах у супермаркетов. Но даже если они и есть, то их, идейных, подавляющее меньшинство.

Депутат Алексей Лескин согласился с масштабностью этой тенденции.

— Я думаю, если постоять возле крупных супермаркетов или сетевых магазинов, можно обнаружить возле мусорных бачков, которые стоят, как правило, на задах этих магазинов, не только людей цыганской национальности. Это просто беда. Потому что в интернете появляются уже фотографии, правда, в виде фотожаб, типа: «А вы сами голосовали?». Ну, политический жанр. А так — это трагедия. Это говорит о том, что население очень страшно нищает. Там не только пенсионеры, цыгане и русские, даже средний возраст можно на фотографиях опознать, которые гуляют в интернете. Как люди лазят по мусорным бачкам, — рассказывает Лескин.

В таком свете безвестная цыганка с грубым голосом и ещё более грубыми манерами, отправляющая по непечатным адресам людей, возмущающихся её отношением к своему ребёнку, выступает как символ. И отнюдь не цыганский, а отчасти даже общероссийский…

 

Сергей Любимов