В министерстве здравоохранения Самарской области прошел круглый стол, связанный с вопросами проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями региона. Были затронуты и вопросы профилактики наркомании — лечения и реабилитации зависимых от психотропных и наркотических веществ.

Как пояснили на мероприятии, его инициировали в рамках публичных слушаний по проекту закона Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы».

На круглом столе присутствовали всего 11 человек, включая двух журналистов, в основном в аудитории были только докладчики и другие сотрудники ведомства. 

Первый доклад касался качества оказания медицинских услуг. В частности, речь шла о том, что в губернии создали общественный совет по оказанию услуг. Докладчик отметил, что это специальная структура, в которую не входят в медики. В ней состоят только представители пациентских организаций и организаций инвалидов.

К созданию такого совета побудила Общественная палата, которая обязала это сделать все регионы в соответсвии с новым законодательством.

Представители общественного совета будут заниматься в основном контрольными мероприятиями, посещением медучержедений и иногда — анкетированием. Кстати, возможность заполнить анкеты о качестве оказанных медицинских услуг есть как в бумажном, так и в электронном виде. 

Интересным остается тот факт, что все данные анкетирования получать можно только от добровольцев. А министерство на их основе проводит анализ. В дальнейшем эти результаты будут рассматривать как оценку работы регионов, и в частности — самого губернатора.

Это показалось странным присутствовавшему общественному эксперту и по совместительству профессору СамГМУ Нине Щукиной. Она сказала, что понимает актуальность вопроса общественного контроля, но интернет-опросы, проведённые таким же образом министерством образования, привели к не репрезентативным результатам. 

К тому же, как оценить региональную медицину, когда опрашивается не каждый пациент, а только желающий? Может быть, тогда стоит пересмотреть такую систему оценки?

— Мы даже смотрели, кто на личностном уровне разрабатывал такую систему оценку. Не буду говорить, это не этично. Но оказалось, что в министерстве образования, к примеру, опросили 44 тысячи получателей образовательных услуг и 55 образовательных организаций. Зачем? Почему не больше? Они ссылались на опущенные сверху инициативы и говорят, что достаточно у 3% узнать отношение, чтобы понять общую ситуацию. Данные собранные не репрезентативные, и мы не можем на всех в Самарской области в таком случае переносить их. И не можем, по большому счету, рассматривать как критерии оценки работы министерства. В Минобре мы предложили внести свои поправки и отправить их в министерство просвещения РФ на корректировку представленной методики. Но они этого не сделали, пришлось нам самим. Вам предлагаем это сделать как профильному министерству, — пояснили выступающая.

После обсуждения и согласия министерства здравоохранения с тем, что методика оценки не совсем четкая, и сообщения о том, что предложение рассмотрят на общественном совете, перешли ко второму вопросу. Он уже касался профилактики и лечения наркозависимости. 

За 2018 год в Самарской области произошел небольшой рост случаев заболеваемости наркоманией. Как оптимистично пояснил представитель ведомства, такой рост «может быть связан с более эффективной диагностической программой». 

Вот только финансирования мероприятий, судя по диаграммам, показанным на экране, с каждым годом только сокращается.

Если три года назад финансирование доходило до 11 миллионов рублей, то в этом году на все мероприятия выделили меньше двух миллионов. На будущие годы сумму вроде планируют увеличить, но четко обозначенных рамок нет. 

Кроме того, чиновники пояснили, что готовы выделять субсидии некоммерческим организациям, которые помогли бы им с работой. На этот год даже заложили 1,25 миллионов рублей. Тендер объявляли аж три раза, но не одна организация не взялась. А те, кто захотели позже, не соответствовали требованиям. 

Остро стоит в губернии вопрос с выявлением наркозависимых в школах. Потому что дети могут пройти тест только при личном согласии или согласии опекунов. Если верить данным, представленным на круглом столе, то в школах все хорошо и нет наркозависимых, с оглядкой на то, что тест проходит только, кто хочет. 

Обязать как-то проходить всех не позволяет закон. Поэтому у министерства появилась прекрасная идея предложить создать в KPI директоров строку, связанную с прохождением детьми таких текстов в обязательном порядке. 

Но ведь в таком случае директор может согнать на прохождение теста также любого желающего, как-то привязывать к проценту проверенных школьников, эту идею, похоже, не планируют.

Юлия Сацук