В среду самарская мэрия на своей коллегии намерена обсудить новые ПЗЗ и, в случае одобрения, отправить их на рассмотрение в городскую думу. Однако «представители общественности» и бизнеса, с которыми, по уверению чиновников, обновленный проект согласован, по-прежнему задают много вопросов, а кое-кто даже грозит массовыми обращениями в суд.

 

Слушали, но  не услышали

Самара живет по правилам застройки и землепользования (ПЗЗ), принятым еще практически в прошлом (едва ли не каменном) веке – в 2001 году. И необходимость их изменений понятна даже людям, далеким от архитектуры, строительства или рынка недвижимости. И именно поэтому, точнее, под этим лозунгом (что, как скоро стало понятно, не одно и то же) в конце 2013 года администрация города подготовила проект новых ПЗЗ.

А дальше начались «русские народные пляски». Чиновники решили не идти самым простым путем – выставить проект на нормальное публичное обсуждение, достаточно длительное и достаточно профессиональное, а потом учесть те поправки, с которыми согласится большинство вменяемых… ну хотя бы специалистов. Нет, как всем известно, «русский витязь прямо не ездит». Процедура «обсуждения» поправок была скомкана, причем искусственно – проект опубликовали 15 ноября 2013, как раз перед привычно наполненным новогодними хлопотами декабрем, а затем – «пьяными» каникулами. Не зря известный самарский блогер Игорь Ермоленко признал, что «информационная поддержка слушаний стремилась к нулю». И как раз в первый рабочий день 2014 года, 9 января, некие люди, которых, по утверждению чиновников горадминистрации, было аж 4000, отбросили похмелье и усталость, придя на публичные слушания и проголосовав по поводу предложенного проекта…

Вот с этого места у чиновников и «представителей общественности», особенно участвовавших в слушаниях, начинаются разногласия. Если вице-мэр Виктор Кудряшов поспешил ещё даже до окончания официального подсчета голосов заявить в соцсетях, что «абсолютное большинство самарцев поддержали на слушаниях проект новых правил застройки и землепользования» (официально потом остановились на цифре 2500 человек), то многие самарцы высказались о нарушениях процедуры слушаний, и даже о том, что большинство в итоге проголосовало против предложенного проекта.

Дошло даже до митинга – мероприятия, на которое нынешние власти реагируют, как на взрыв атомной бомбы, также болезненно и неадекватно. И посему глава Самары Дмитрий Азаров вынужден был распорядиться «продлить стадию общественного обсуждения» - потому-де, что даже за такой короткий и «глухой» срок поступило более 500 поправок и замечаний.

 

Тайная судьба 500 поправок

Страсти улеглись примерно на полгода, но судьба 500 поправок осталась тайной. Потому что всё тот же Виктор Кудряшов всё так же бодро сообщил 11 августа газете «КоммерсантЪ»: «Тот вариант правил, который обсуждался на публичных слушаниях в январе, на 99% повторяет документ, который будет вынесен на коллегию администрации города». То есть, либо 500 поправок касались все какой-то малозначительной ерунды в двух-трех местах, либо (что лично мне кажется вероятнее всего), к ним «применили» старый добрый русский нематерный глагол «похерить».

Более того, Кудряшов заявил также, что «этот документ прошел уже достаточно общественных обсуждений и с жителями, и с сообществами риелторов, строителей, проектировщиков, Союзом архитекторов — со всеми профессиональными и общественными организациями, которые так или иначе имеют отношение к строительной отрасли». С чем, прямо скажем, довольно сильно поторопился. Потому что «профессионалы и общественники» не замедлили высказаться в том ключе, что ничего о судьбе предложенных ими поправок не знают – ни Сергей Симак, как представитель экологического движения, ни председатель правления Самарского союза архитекторов Юрий Корякин, ни руководители крупных строительных организаций (например, президент ГК «Материк» Галина Бубнова).

Вдобавок на внезапных публичных слушаниях 27 августа, о которых стало известно лишь благодаря Самарской Зелёной Лиге, граждане, коих в актовом зале администрации Октябрьского района собралось всего 31 человек, проголосовали против изменений в ПЗЗ, допускающих строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в зоне центральных рекреационных территорий, а при специальном согласовании и в зоне парков, и в зоне природных ландшафтов.

В общем, складывается картина, что раз не получилось «мытьем» (через публичные слушания), то самарская администрация решила протащить «нужный» проект ПЗЗ «катаньем», преодолев «пошлый и нудный» период публичного обсуждения и забросив документ прямо в гордуму.

 

Все в суд?

Не буду останавливаться на всех «узких местах» новых ПЗЗ и том, кому конкретно они не нравятся – и тех, и тех много. Для наглядности сразу перейдем к варианту, в котором горадминистрация триумфально побеждает и протаскивает-таки проект через гордуму (а далеко не все депутаты пока высказываются в его поддержку). Будет ли это счастливым концом?

Увы, но это вполне может быть только началом. Кажется, администрация Азарова плохо учит новейшую историю Самары и опыт своих предшественников. Дело в том, что в 2010 году ПЗЗ уже были изменены, но те поправки в силу войти не смогли – они были отменены в судебном порядке после многочисленных обращений недовольных. И эта судьба вполне может постигнуть и очередной проект – кое-кто из его противников уже предупредил, что будет добиваться либо отмены, либо возмещения нанесенных потерь в суде. Например, глава совета директоров группы компаний «Усадьба» Олег Егоров заявил, что «перед тем, как получить проектно-разрешительную документацию, необходимо получить технические условия, сделать проектирование, сделать какие-то технические работы. Это достаточно огромные деньги. Например, я знаю несколько организаций, которые потратили достаточно серьезные, огромные деньги и не успели получить документы для начала ведения строительства. И теперь этим девелоперским компаниям будет закрыт вход на освоение проектов, которые они планировали. Эти затраты при введении новых ПЗЗ город, конечно, будет компенсировать».

В общем, похоже, что «история с ПЗЗ» всё больше напоминает строки из популярной песни времен «исторического материализма»: «Есть у революции начало, нет у революции конца». Почему? ИМХО, потому, что, имея «чисто теоретически» с 2001 года уйму времени, чиновники почему-то не хотят сделать «всё по правилам» и поискать консенсус (или хотя бы компромисс), а предпочитают работу в стиле «хватай мешки, вокзал отходит!», комбинируемом с банальным умалчиванием и пропихиванием нужного только им варианта…

 

Дмитрий Копалиани