Областное правительство «торжественно обещало и поклялось», что к концу 2014 года все многодетные семьи губернии получат по причитающемуся им по закону участку земли. Особенно остро, естественно, проблема стоит в самых больших городах региона – Самаре и Тольятти. Но если в Автограде решили попросту «спихнуть вопрос», то самарские градоуправители проявили еще и смекалку с деловым подходом.

 

«Заграница» им поможет

Где-то в конце марта губернские новостные ленты запестрели пугающим словосочетанием «акт о безземелье». Пахнуло чем-то давнишним, из школьных уроков про отмену крепостного права полтораста лет назад и о том, как злые помещики «пускали» несчастных крестьян «по миру». Особенно жутковато становилось читать, что акт о безземелье подписан мэрией Тольятти…

Естественно, реальность снова подтвердила, что русская классическая история (как и литература, музыка и живопись) дурно влияет на воображение. Суть дела оказалась в том, что документ сей был связан с тольяттинскими многодетными семьями, и более того – в некотором роде являлся для них спасением (хотя о «спасении» – немного ниже).

Городская администрация оказалась в «правовых тисках». С одной стороны, требовалось срочно выполнять норму закона о наделении каждой «богатой детьми» ячейки общества участком городской территории, причем «безвозмездно, то есть даром». А с другой стороны, «оказалось вдруг» (как почти всегда в России), что земли, которую может «оторвать от себя» мэрия – всего-то 27,7 га на пустырях у берега Жигулевского моря. В «переводе на семьи» это 98 участков. Но согласно суровой статистике, семей, претендующих на «кусок малой родины», в славном городе автостроителей аж 2800! Иными словами, как ни крути администрация Сергея Андреева эти несчастные 27,7 га, где-то 2702 семьи останутся «неудовлетворенными».

«Правовой коллапс» пришлось решать с участием областного министерства имущественных отношений. На специальном совещании, посвященном многодетным семьям, проходившим под руководством министра имущественных дел Самарской области Юлии Степновой, администрация Тольятти обещала подписать этот самый акт о безземелье – документ, официально фиксирующий отсутствие «лишней» земли. Что позволило региональному ведомству «перегрузить» обязанность «семейного обеспечения» на соседний с Тольятти Ставропольский район.

Так что составленный и подписанный 24 марта акт всего-навсего зафиксировал то, что у тольяттинской мэрии перестала «голова болеть» о том, куда «расселить» не в меру расплодившуюся часть горожан.

 

Эта земля будет нашей

Однако если чиновники Автограда просто «удачно спихнули» проблему «в деревню, в глушь, в Ставрополь», то их самарские коллеги продемонстрировали настоящий мастер-класс того, как эту проблему надо было решать «на самом деле».

Начиналось всё абсолютно так же: 2 апреля был подписан самарский акт о безземелье, ибо примерно 3000 нуждающихся «тутошних ячеек общества» никак не могли быть обеспечены своими земельными наделами. И руководитель департамента архитектуры и строительства мэрии Самары Сергей Рубаков даже заявил 10 апреля: «Акт о безземелье был согласован с областным правительством и необходим для того, чтобы у нас появились основания работать с муниципальными районами для поиска земельных участков для многодетных семей».

Однако если «муниципальные районы» думали, что им просто «подкинут» 3000 семейств «на подселение», как в случае с Тольятти и Ставропольем, то они поторопились, а вполне возможно, даже и обманулись. 11 апреля состоялось пленарное заседание Самарской гордумы, на котором собравшиеся обсудили «возможность присоединить к территории города часть земель смежного Волжского района губернии, на которых можно сформировать участки для предоставления многодетным семьям». То есть, подтвердились другие слова Рубакова, сказанные им того же 10 апреля, о том, что «ведется совместная работа с областным правительством, итогом которой станет присоединение к Самаре дополнительных земель в Волжском районе».

Вот так, ни много, ни мало, а вынь-ка, Волжский район, землицу для «многодетной Самары», да положь, причем в карман (точнее, наверное, в закрома) областной столицы. Учитесь, граждане тольяттинские муниципалы, тому, как из «головняка» и практически на «пустом месте» извлечь себе профит!

 

Плюшкины и собакевичи

Как кому, а мне ситуация напомнила опять-таки классику (да, я бесповоротно испорчен всем вышеперечисленным), а именно «Мертвые души» (прошу прощения многодетных семей за невольный цинизм). Вспомните, как отнеслись к предложению Чичикова Плюшкин и Собакевич. Первый, как только понял, что ему предлагают снять с плеч непосильную для его феерической жадности ношу, загорелся восторгом и чувством глубокой благодарности к «благодетелю». А второй, глазом не моргнув, начал с покупателем торговаться, тонко уловив, что «это всего лишь бизнес, детка».

Потому что давайте уж скажем прямо: далеко (весьма далеко!) не каждая многодетная семья сможет с земельным участком сделать что-нибудь «путное», кроме как попросту продать (весьма разумные предложения некоторых муниципальных и областных депутатов «давать деньгами» или хотя бы «процентами по ипотеке» пока «в упор игнорируются»). И вот тогда окажется, что земли тольяттинских многодетных семей «были, да сплыли» в Ставропольский район. А в Самаре всё останется «дома», в «одной большой семье»…

Михаил Барклай