Новый состав Общественной палаты РФ будет сформирован уже к лету текущего года, несмотря на то, что срок полномочий её нынешнего состава истекает в 2015 году. Однако события декабря 2011- мая 2012 гг. поставили вопрос ребром: среди «лучших людей», представляющих «российское общество», не должно быть поддерживающих, пусть и косвенно, «пятую колонну». Среди кандидатов на вылет, по информации ИА «Засекин», оказался и представитель Самарской области, сопредседатель Центрального Совета Российской Зелёной Лиги, эколог Сергей Симак. Он давно является нежелательной фигурой для многих обитателей кабинетов власти, а особенно для Московского патриархата, являющегося, по его версии, одним из основных захватчиком зеленых зон Самары и области. Похоже, давнее противостояние Сергия и Симака получило новое развитие.

 

Не такая уж и общественная

В июле 2013 года Владимир Путин подписал федеральный закон № 235 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», устанавливающий новый порядок формирования этого института. Общее количество членов палаты увеличивается со 126 до 166. Из них 40 человек утверждаются указом президента, 83 представителя выдвигаются из состава региональных общественных палат и ещё 43 места остаётся для представителей общероссийских общественных объединений, которые будут избираться в ходе интернет-голосования.

Раньше состав Общественной палаты формировался также в три этапа, но по другому принципу. Сначала президент утверждал 42 члена палаты, которые, в свою очередь, отбирали ещё 42 человека от общероссийских общественных объединений. На третьем этапе уже утверждённые общественники выбирали ещё 42 члена, делегированных от межрегиональных и региональных общественных объединений.

По официальной версии, новый принцип должен повысить эффективность Общественной палаты и, в частности, её взаимодействие с региональными общественными структурами. Однако независимые эксперты, наблюдатели и даже отдельные члены действующего состава связывают эти изменения с желанием государственных структур повысить подконтрольность и лояльность Общественной палаты. Здесь вспоминается нашумевший документ, подготовленный, как предполагается, Управлением президента РФ по внутренней политике, и содержащий характеристики на членов действующей Общественной палаты и рекомендации по их управлению. Список, составленный, судя по содержанию, в последних числах апреля 2012 года, попал в распоряжение «Новой газеты» и был опубликован 18 мая 2012 года, после известных протестных событий на Болотной площади в Москве. Новая Общественная палата к этому времени успела проработать всего несколько месяцев, а в документе уже появились рекомендации, кого исключить из её состава. И вот, несмотря на то, что палата 2012 года должна была проработать до 2015-го, сейчас формирование нового состава уже выходит на третий этап – составление списка кандидатов от общественных организаций.

 

Не лояльные, но авторитетные

В законе прописано, что Общественная палата должна заниматься согласованием интересов органов государственной власти и местного самоуправления с интересами граждан и общественных организаций, защищать права и свободы граждан, конституционный строй и демократические принципы развития гражданского общества. И, нужно отметить, что, несмотря на общую декоративность, Общественная палата, благодаря своим отдельным членам, иногда эти функции исполняет. В её состав входят некоторые действительно независимые и принципиальные общественные эксперты, объективные и неподконтрольные журналисты. Правда, похоже, именно из-за их присутствия и было решено этот орган «реформировать».

Среди «нелояльных», но «авторитетных» и «принципиальных» в списке Управления президента указаны, например, координатор известного общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов, борющийся за сохранение памятников архитектуры в Москве. Как нелояльный, но уважаемый и убеждённый специалист характеризуется Михаил Блинкин, научный руководитель «Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства». «Нелояльна» и адвокат, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Лукьянова. Все они не вошли в число тех 123, кто уже утверждён президентским списком или выбором региональных палат. У экспертов остался один шанс оказаться в Общественной палате – выдвинуться от общероссийских общественных организаций и победить в ходе интернет-голосования. О том, как в России проходят голосования и выборы, слагают печально правдивые анекдоты, так что шансы экспертов, скорее всего, зависят не от их достижений и заслуг, и даже не от электоральной популярности.

 

Парадокс Симака

Среди «нелояльных» и, соответственно, имеющих шанс на вылет оказался и самарский эколог, председатель Центрального Совета Российской зелёной лиги Сергей Симак. Его характеризуют как активного и при этом принципиального, авторитетного специалиста – черты, не особо приветствуемые в российских госструктурах. Впрочем, в списке сказано, что он «готов поддерживать позицию Управления внутренней политики президента, если она не будет противоречить профессиональным взглядам».

Опыт же показывает, что профессиональные взгляды и убеждения Сергея Симака зачастую расходятся с официальной позицией. Сергей Владимирович регулярно критикует планы и действия властей, как региональных в Самарской области, так и федеральных. Под эгидой Общественной палаты он поднимал и расследовал экологические проблемы на Кавказе, в частности ситуацию с ВИП-объектами на побережье Чёрного моря, выступал с критикой по делу в отношении эколога Евгения Витишко, приговорённого к трём годам лишения свободы за надпись на заборе дачи губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва. В Самарской области Симак известен как активный защитник зелёных зон от застройки – в национальном парке «Самарская Лука», в лесах и городских парках.

 

Вопрос нерелигиозный

Наверное, главный оппонент Симака в экологических вопросах и, в частности, в вопросе незаконной застройки зелёных зон – это Русская православная церковь Московского патриархата, привыкшая возводить «храмы божьи» прямо посреди «храмов природы». Православные храмы в Самаре порой строятся, где и как бог послал – на любом свободном участке, без разрешительной документации, нередко с нарушением экологического законодательства и желательно где-нибудь в тени деревьев. Зона «благодати» при этом неизменно разрастается, прихрамовые территории увеличиваются обратно пропорционально зоне зелёной.

Так, в парке «Воронежские озёра» на сегодняшний день строится уже второй храм, при том, что первый пристроил к себе трапезную, воскресную школу, обзавёлся обширной ограждённой зоной. Сергей Симак, совместно с жителями Промышленного района, уже 10 лет выступает против такого строительства. Именно он оспаривал незаконное строительство в суде, проводил митинги и сборы рассерженных горожан. Но РПЦ (МП) суд и жители нипочём, у неё покровители поавторитетнее. Так, бывший руководитель департамента строительства и архитектуры Самары Сергей Бурнаев, при чьём деятельном неучастии возвели первый храм, как-то в разговоре с корреспондентом ИА «Засекин», заявил, что не люди решают, где должен стоять «дом Божий», и, соответственно, строительству таких «домов» никто не вправе препятствовать. Эколог с подобной позицией не согласен и продолжает препятствовать противозаконным, с его точки зрения, действиям. Этим он уже не раз вызывал гнев руководства Самарской митрополии и лично митрополита Самарского и Сызранского Сергия. В феврале 2013 года Виктор Полеткин (мирское имя владыки) на встрече с губернатором Николаем Меркушкиным и председателем Общественной палаты Самарской области Виктором Сойфером настаивал на том, что Симак должен быть отозван из всех общественных палат, в которых он состоит.

 

Не церковные палаты

В сентябре прошлого года Виктор Полеткин неожиданно вошёл в Общественную палату Самарской области (утверждён указом губернатора), при чём, место ему уступил молодой общественник из хорошей семьи Дмитрий Квашин, к тому времени уже возглавивший  центральный штаб всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России». Тогда наблюдатели и злые языки заговорили, что не просто так МГЕРовец подвинулся перед главой местного отделения МП. Среди прочих конспирологических теорий обсуждалась и возможность выдвинуть  г-на Полеткина в федеральную Общественную палату и заодно препятствовать попаданию туда давнего оппонента РПЦ Сергея Симака. Однако владыка предпочёл реальную власть Митрополии сомнительной Общественной палате, и в феврале 2014 года бремя синекуры взял на себя другой служитель МП, протоиерей Дмитрий Лескин, выдвинутый в федеральную Общественную палату из региональной.

Пока экологи и адепты РПЦ на местах выясняют, что лучше для парка – храмы или деревья, реальная борьба разворачивается в высших институтах власти. От исхода этого противостояния зависит и судьба экологических вопросов, так как членство в Общественной палате РФ, безусловно, прибавляет веса не слишком популярной экологической работе. Пока у Симакаещё остаётся шанс попасть в этот федеральный институт. Он рассказал ИА «Засекин», что уже собирает документы на выдвижение своей кандидатуры. Вероятно, экологу Сергею Симаку предстоит стать звездой рунета, чтобы вновь попасть в Общественную палаты РФ. На этот раз - через интернет-голосование.

Елена Вавина