Культура

Сергей Соколов: «По плану с 1 октября играем премьерные спектакли на новой сцене»

Директор СамАрта о театре на карантине

Сергей Соколов: «По плану с 1 октября играем премьерные спектакли на новой сцене»

Небольшое интервью с директором СамАрта Сергеем Соколовым прерывалось четыре раза. На телефонные звонки. Подслушивать нехорошо, но не выходить же каждый раз из кабинета. За эти сорок минут ему позвонили: зам по хозяйственной части театра – уточнить что-то про строительство 3-й очереди здания; завтруппой – отчитаться, что у всех артистов температура в порядке; директор зоопарка – поблагодарить за передачу в их пользование контейнеров из-под декораций; Адольф Яковлевич Шапиро – рассказать о проведении мастер-классов с актерами. За эти сорок минут стало понятно, что жизнь директора театра в период самоизоляции мало чем отличается от жизни до. А вот как себя чувствует сам театр на карантине и что будет после – об этом наш разговор.

– Сергей Филиппович, сейчас в театре тишина?

Министерство культуры и управление капитального строительства проинформировали нас о начале работ над 3-й очередью театрального комплекса СамАрта. Можно считать, что 18 мая начался первый этап нашей новой жизни. В этот день на объект пришла строительная фирма, которая совсем недавно выиграла тендер.

Начинается подготовительный процесс: будет расчищена площадка, на которой сейчас стоят строительные вагончики, контейнеры с нашими декорациями. Нашу прекрасную ржавую декорацию «Гамлета» мы должны оттуда эвакуировать. Пока будет готовиться площадка, мы должны полностью выехать из помещения «Тимуровца». Наши техники должны будут разобрать всю световую и звуковую аппаратуру, мы должны разобрать кассу, кассовое фойе и перенести их в новое здание на улице Братьев Коростелевых. Нужно переносить хранилище костюмов и реквизита, разобрать сценический круг, на котором мы играли «Вино из одуванчиков», «Мамашу Кураж». Разобрать все наши знаменитые решетчатые потолки, по нынешним временам – «золотые», потому что они сделаны из настоящего толстостенного алюминия, а в 90-е потолки обошлись нам очень дешево. В малом зале надо демонтировать телескопические кресла. Все это мы перевезем в новые складские помещения. До нашего отпуска, который начнется с 15 июня, мы должны всё подготовить, забаррикадировать все двери, ведущие из старого здания в новое. Следующий этап – демонтаж кровельных покрытий и полная реконструкция театра, надстройка помещений.

Мы надеемся, что 24 июня всё-таки состоится второй этап праздничного парада, посвященного 75-летию Великой Победы, пройдет Бессмертный полк, в котором мы примем участие. 15 июля, когда, возможно, все карантинные меры будут ослаблены, СамАрт выходит из отпуска, а с 24 июля начнется репетиционный процесс – работа над спектаклем «Женитьба Бальзаминова». По плану с 1 октября играем премьерные спектакли на новой сцене. 

– Почему возникло это название – «Женитьба Бальзаминова»?

«Женитьба Бальзаминова» появилась в наших планах давно. Обсуждался вопрос возвращения к замечательному автору. Ну и эта пьеса рассматривалась потому, что в СамАрте есть артисты. Материал изумительный, это замечательная комедия, мы давно не ставили таких спектаклей. Многие говорят: избитый материал. Он никогда не может быть избитым. Почему Нина Чусова [режиссер будущего спектакля. – А. К.]? Так дороги сошлись в желании поработать именно с этой драматургией. Нина с ее творческим потенциалом оставила очень хорошее впечатление: «Опять цветет акация…» – очень тяжелая работа, но имевшая определенный успех и у зрителя, и у артистов, которые смогли искупаться в таком замечательном материале.

– Что будет с репертуаром СамАрта после закрытия на реконструкцию двух зрительных залов?

Мы определили целый ряд названий, которые должны перенести на новую сцену. Начнем с «Мамаши Кураж», «Бумбараша», «Василия Теркина», «Ревизора». «Маугли» уже успели отрепетировать в новых условиях, но нужно будет ввести туда новых артистов. Продолжим работу над спектаклями, которые должны были выпустить в этом году: «Темные аллеи» Анатолия Праудина, «Карусель» в постановке Дмитрия Добрякова. Но, конечно, мы должны будем следовать требованиям врачей, которые предполагают определенное расстояние нахождения зрителей друг от друга. Очень бы хотелось встретиться с нашим зрителем и работать интересно.

8 мая была опубликована госпрограмма «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года. Третий этап». Очень приятно, что мы начинаем 3-ю очередь, и в эти же годы начинаются проектирование и реконструкция нашего драматического театра, театр оперы и балета продолжает реконструкцию, начинается строительство театра «Грань», выделяются средства Музею Алабина. Мы рады за своих коллег.

Мы очень надеемся, что с приходом нового ректора института культуры – Ольги Сергеевны Наумовой, которая так же, как и предыдущие руководители, заинтересована в развитии театрального факультета, – продолжится линия, сформированная еще в 1994 году: за счет выпускников СГИК многие драматические театры смогут продолжить формирование творческого состава. Мы надеемся на успешную работу педагогов института, их заинтересованность.

– Что показали опыт трансляций спектаклей и в целом работа театра в Интернете?

Министерство культуры области, мы со всеми театрами, концертными учреждениями, библиотеками, музеями проводим огромную работу, чтобы наши зрители, слушатели, читатели не оставались в одиночестве. СамАрт показывает спектакли из нашего доброго прошлого, недавнего прошлого, постановки, которые уже не увидеть на сцене. Откликов много. Мы опубликовали анонс спектакля «Вино из одуванчиков», зрители пишут: «Спасибо за возможность вернуться в 2004 год». У театра есть желание показать эту постановку еще. Новая сцена, возможно, позволит вернуться к варианту 2004 года – мы не успели вдохнуть полной грудью запах этих одуванчиков.

После трансляции «Василия Теркина» был такой комментарий: «Обязательно дождусь конца карантина и схожу на спектакль. Представляю, как он смотрится в зрительном зале, если на экране мурашки по коже». В этом году нашему «Теркину» 15 лет, залы были всегда полные – это о многом говорит. Режиссер Александр Кузин и актеры сотворили определенное творческое чудо. И мы очень хотим видеть зрителей на этом спектакле на новой сцене.

Много людей посмотрели трансляцию «Фальшивого купона» Толстого в инсценировке Н. Скороход. Запомнился отзыв: «Грандиозная постановка». Это, наверное, правильный отзыв о сложнейшем произведении, о спектакле необычной формы, созданном Анатолием Праудиным и Алексеем Порай-Кошицем. «Фальшивый купон» остался только на видеозаписи, потому что некоторые артисты работают уже в других театрах. Арсения Курченкова, замечательного исполнителя, нет в живых. А роли в этой постановке штучные, их могли исполнять только эти артисты.

В «Василии Теркине» проникновенно играл Василий Чернов, в «Вине из одуванчиков» интересные роли у Игоря Данюшина, Елены Грушиной. Мы смотрим трансляции и вспоминаем артистов, которые ушли из жизни, но, тем не менее, они остались с нами навсегда. В новом здании у нас будет возможность на больших экранах показывать какие-то версии спектаклей, устраивать театральные кинопоказы для зрителей, обсуждать увиденное с артистами.

– Чем еще театр заполняет Сеть?

У нас есть рубрика «СамАрт 90», где мы знакомим зрителей с редкими фотографиями из истории театра. Опубликовали снимок 2000 года, когда на нашей сцене Мастерская Петра Фоменко играла «Волки и овцы», и вызвали шквал воспоминаний, в том числе нам написали и ребята из Мастерской. Удивлялись зрители, увидев фотографии с Абдуловым и Стекловым, Школьником и Поплавским, которые играли в нашей «Поминальной молитве».

Это огромное несчастье, что вирус пришел на нашу Землю, но в то же время это испытание многое может нам дать, прибавить в человеческом плане. Приходит понимание, что надо заботиться о нашей жизни, о людях, друг о друге.

Эпидемия совпала с 75-летием Победы. Это и праздник, и трагедия, которая произошла. Через трагедию пришла Победа. Сегодня тоже идут огромные потери от эпидемии, но ситуация нас объединяет и побуждает делать совсем другие творческие шаги, позволяющие вспомнить о прошлом. История кажется короткой. Но вот прошло 20 лет, а это уже большой срок, пришли другие поколения, они смотрят на мир широко открытыми глазами и с неподдельным человеческим удивлением.

Антонина Каменева
Источник: «Свежая газета. Культура», № 10 (183) от 7.05.2020 г.

    28 мая 2020, 06:15 5938 0

    Теги: Самара, культура, театр СамАрт, Сергей Соколов, театр на карантине,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше