Фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь» проходит в Самаре с 2011 года и даже дважды — в 2013 и 2015 году — был признан лучшим проектом России в сфере событийного туризма на «Russian event award». В этом году он состоялся уже в девятый раз и, надо сказать, вызвал много очень противоречивых мыслей.

«Пластилиновый дождь» стартовал в Струковском парке 21 сентября. Организаторам фестиваля явно не повезло с погодой. Сразу после открывавшего «Пластилиновый дождь» спектакля одноименного театра на Струковский парк обрушился дождь. Не пластилиновый, а самый что ни на есть настоящий, сильный да еще и с градом.

Актеры театра «Вариант», начавшие как раз в этот момент играть свою пантомиму «Прибытие поезда», вынуждены были выступать с зонтами, хотя вряд ли это сильно нарушило концепцию.

Надо сказать, что театр «Пластилиновый дождь» со спектаклем «Из жизни аистов» по сравнению с «Прибытием поезда» явно проигрывал. В первую очередь, на самом деле, по костюмам. Если бы название пьесы не было громко объявлено, можно было бы подумать, что белые фигуры на ходулях, передвигавшиеся по сцене и совершавшие странные манипуляции с металлоконструкцией и детской коляской — кто угодно, но только не аисты.

Хорошее впечатление произвел театр «Легкие крылья» из Альметьевска со спектаклем «Корабль дураков». К поэме Себастьяна Бранта спектакль имеет мало отношения, и скорее его можно было бы назвать продолжением концепции существовавшего некогда в Улан-Удэ художественного объединения «Общество гидроцефалов» (оттуда вышла в свое время панк-группа Оргазм Нострадамуса) с его девизом «Дурак — венец творения».

Возможно, для режиссера такое прочтение стало бы сюрпризом, однако сам жанр пантомимы тем и интересен, что понимать происходящее можно по-разному. Вообще, спектакли, которые можно было увидеть на «Пластилиновом дожде» в этом году, в большинстве своем представляли собой пантомимы.

Приятно было посмотреть хореографический перформанс «Танцскрипция» от московского творческого объединения «Главные герои». Со вкусом подобранная музыка хорошо сочеталась с рисунком танца, а актрисы были очень искренни и выразительны.

Кроме спектаклей были еще музыкальная площадка, ярмарка, площадка с мастер-классами и детская площадка, по всему парку разместились различные арт-объекты, в том числе и живые, множество людей в ярких необычных костюмах.

Все это очень напоминало средневековый карнавал. И нельзя сказать, чтобы в плохом смысле. Хотя, несмотря на все это, наверное, что культурное значение «Пластилинового дождя» для региональной столицы несколько преувеличено. Возможно, малое количество людей, собравшихся на фестиваль — а их было порядка полутораста — объясняется погодой: на улице было холодно, да еще и вышеупомянутый дождь внес свои «коррективы».

Но даже если предположить вдвое большее количество зрителей, фестиваль, который почему-то принято назвать одним из «брендов» Самары, на проведение которого нужно было бы выделять деньги аж из областного бюджета, не тянет на приписываемые ему величины.
Что касается бюджетного финансирования, карнавал, уличный театр — все эти явления со времен появления ассоциируются с народной средой, с чем-то чуждым официозу. И в этом контексте довольно дико было слышать, как ведущий каждые пять-десять минут благодарит министерство культуры Самарской области.

Кроме этого, нерадостные мысли вызвал тот факт, что на фестивале работали волонтеры. Либо Министерство культуры совместно с Тольяттиазотом (вторым спонсором фестиваля) выделили слишком мало средств, либо, как это бывает в случаях, где появляются бюджетные деньги, часть из них отправились неизвестно куда.

Конечно, само мероприятие вызовет много споров. Но все-таки представителям андеграунда «независимого» искусства, наверное, стоит держаться на дистанции от официальных властей. Так и подход честнее, и творческий продукт чище…

Сергей Любимов