Прошедший 17 августа в Сызрани фестиваль «Сызранский помидор» стал уже традиционным. К нему обстоятельно готовятся, а организация празднества год от года совершенствуется. Ведь по сравнению с областной столицей — с ее многочисленными гостями, Чемпионатом мира и обещанным лично губернатором «Роком над Волгой» — в Сызрани поводов для общегородского позитива не так уж и много… Так или иначе, в этом году всё прошло вполне достойно. Праздник порадовал горожан, туристов и иностранцев. И навел на некоторые размышления…

Что было раньше: исторические корни

Фестиваль «Сызранский помидор», пожалуй, одно из самых интересных мерориятий среди небогатой событийной среды «уездной» Сызрани. Впервые праздник провели в 2001-м, и с тех пор он каждый год проходит приблизительно одинаково. Есть в нем что-то от аграрных праздников прошлого: праздник последнего снопа, пожалуй, лучше всего подходит для проведения параллели. Проводится праздник в конце августа, когда созревают помидоры, которыми Сызрань действительно давно славится.

Другая параллель — медвежий праздник малоизвестного дальневосточного народа — айнов. Как и медвежья голова, лежащая на почетном месте на празднике айнов, в Сызрани устанавливаются антропоморфные изображения помидора, а в конце действа в небо запускается воздушный шар в виде томата, который называют «Синьором Помидором».

Кроме прочего, праздник совпадает, собственно, с того же 2001 года, с окончанием еще более давней традиции Сызрани — музыкального фестиваля «Серебряные трубы Поволжья», который, судя по имеющейся информации, проводится в третьем по величине городе Самарской области с 1996 года. В общем лучшего повода для события, которое объединяло бы граждан на позитивной ноте, придумать трудно.

Чем началась суббота: ярмарка

Ежегодное мероприятие началось с ярмарки «Город мастеров», которая приблизительно с полудня разворачивалась в Кузнецком парке, находящимся рядом с главной площадью города, по соседству со зданием горадминистрации и драматическим театром. В торговых рядах можно было найти много любопытных вещей ручной работы — от украшений и игрушек до одежды и посуды. И все это развернулось на трех аллеях парка.

В это время неподалеку рабочие монтировали оборудование малой сцены, на которой позже выступят несколько фольклорных и молодежных коллективов.

Немного дальше разместились палатки с продуктами. И там было уже интереснее. Помидоры действительно составляли весомую часть того, что привезли представители аграрной сферы.

Представлено было немало сортов, выращиваемых в Сызрани и ее окрестностях. С тех же прилавков желающие могли приобрести и семена. Кроме знаменитых томатов было еще множество фруктов, ягод и других даров земли. Особо стоит отметить выращиваемый в Сызрани виноград. Еще в прошлом году он занимал только один прилавок, а в 2019-м эстафету Виталия Антипова подхватило еще одно хозяйство.

Что было после: шествие

Конечно же, кульминационная часть действа — шествие, начинающееся у сызранского Кремля и заканчивающееся на центральной площади. В этот раз костюмированное шествие было, как и всегда, весьма ярким. В одной колонне шли коллективы барабанщиков, духовые оркестры Сызрани, Москвы, Самары, представители испанского симфонического оркестра из города Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон и французского духового оркестра «Marching Band» из Дюнкерка.

В колонне нашлось место и артистам местного драматического театра и сотрудникам домов культуры в костюмах сказочных персонажей.

В кубе, свинченном из брусьев, шагал человек в костюме мясистого помидора в окружении людей в тематических костюмах с лицами в белом гриме.

Среди шедших были участники добровольческого движения «Сила Воли» и работники одного из крупнейших предприятий города — Сызранского нефтеперерабатывающего завода. Замыкали колонну молодые парни и девушки из местных танцевальных коллективов.

Что было на двух сценах

После того, как колонна рассосалась по центральной площади, действие переместилось на две сцены. Большая расположилась рядом с драматическим театром, и на ней состоялся заключительный гала-концерт участников фестиваля «Серебряные трубы Поволжья». На этой же сцене награждали победителей тематических конкурсов фестиваля. Особенно впечатлил плод, занявший первое место в конкурсе «Сызранский гигант». Участница Олеся Николаева представила на конкурс монструозный томат весом в 1 килограмм 126 граммов.

На малой же сцене в Кузнецком парке в 5 часов вечера начали выступать фольклорные коллективы и сольные исполнители. Что можно отметить — фольклорные коллективы в подавляющем большинстве оставляют желать много лучшего. Неплохо поставленные голоса и аутентичный материал соседствуют с порой откровенно «клюквенными» костюмами, имеющими мало общего с исторической реальностью, и полным отсутствием фантазии в аранжировках.

Фольклористов на сцене сменили эстрадные певцы и кавер-группы, несколько оживившие молодежь.

Ну а в восемь часов вечера состоялся главный ритуал — в воздух запустили «Синьора Помидора».

Что вышло в остатке

Фестиваль, несомненно, удался. Скорее всего, туристы, прибывшие в Сызрань на специально для этого случая организованном электропоезде, явно не пожалели о потраченном времени. Что уж тут говорить — праздник действительно оригинальный, хотя, как уже писал ранее «Засекин», подобные аграрные торжества также проходят в Камышине и Суздале. Но о них как-то особо не слышно, а действо, проходящее в Сызрани, неизменно привлекает внимание и туристов, и СМИ.

Но есть один момент, который может насторожить. Из года в год на «Сызранском помидоре» происходит одно и то же. Отличия настолько незначительны, что о них можно даже не говорить. Иногда несущественно меняется состав участников колонны. Иногда ярмарка располагается не в Кузнецком парке, а в соседнем, через дорогу, детском парке «Гномик». Самым серьезным нововведением, пожалуй, была отмена практиковавшихся изначально помидорных боев.

Ежегодная неизменность может оказаться первыми признаками стагнации — явления губительного для любого, даже самого интересного дела. Не хотелось бы, чтобы праздник, ставший одним из главных брендов небольшого городка губернии, потерялся и забылся из-за отсутствия свежих идей.

С другой стороны, неизменность можно принять за «незыблемость ритуала» традиционного действа. Тем не менее, и традиция должна иметь некую динамику развития, иначе она тоже может, в конце концов, изжить себя. Впрочем, пока еще можно успокаивать себя тем, что некая динамика есть, просто она очень сильно растянута во времени…

Сергей Любимов